Подписка
Подпишитесь на все бесплатные презентации проекта!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Последние комментарии
  • Anna: Отличный обзор)
  • Corneja: В книге «математика в твоих руках» есть раздел про уравнения, там переменные заменены картинками...
  • с: «Не понимает он (и даже боится) этих непонятных символов X и Y (с пустым местом, вместо символа, всё...
  • 2feed2: Спасибо за помощь. Я сама сдаю вышку и не могу понять и половины учебника. У нас учебники Демидова.
  • Corneja: Водостойким маркером. Красота сомнительная, но вроде не стирается. Только нужен именно водостойкий...
Архив
  • 2016 (1)
  • 2015 (6)
  • 2014 (21)
  • 2013 (46)
  • 2012 (148)
  • 2011 (15)

Конференция: Для чего мы зеваем?

В этом году Андрей участвовал в школьной конференции с докладом «Для чего мы зеваем» и занял второе место. Выкладываю здесь презентацию и текст устного доклада.

Добрый день! Меня зовут Григоревский Андрей. Тема моего исследования: «Для чего мы зеваем?».

Мне всегда было интересно и не понятно, для чего люди зевают. Особенно меня удивляло то, что если кто-то рядом зевает, всегда тоже хочется зевнуть. Поэтому я выбрал именно эту тему для исследования.

Я поставил себе следующие цели:  (читаешь с экрана)

  • Выяснить мнение ученых о том, для чего нужно зевание
  • Провести собственное исследование о причинах зевания
  • Провести эксперимент «Заразность зевания».

Для достижения этих целей я поставил перед собой задачи, главными из которых были:

  • Изучить литературу
  • Провести анкетирование о причинах зевания
  • Провести эксперимент о заразности зевания
  • Сделать выводы

Я изучил несколько разных статей и с удивлением обнаружил, что ученые мало что знают о зевании.  Даже определение зевания до сих пор является предметом споров.

Большинство ученых дают такое определение:

Зевота — это непроизвольный глубокий затяжной вдох и относительно быстрый выдох при широко отрытом рте, зачастую сопровождается своеобразным звуком.

В тоже время другие ученые говорят: «Если зевание — это глубокий вдох, то вдохнуть можно и носом. Но если при начале зевоты закрыть рот и попытаться вдохнуть через нос, то ничего не выйдет».
Кроме того, я видел, как зевают золотые рыбки в аквариуме, а врачи говорят, что зевают даже еще не родившиеся дети в животе у мамы. Очевидно, что у них нет воздуха, и зевают они не для того, чтобы поглубже вдохнуть.

Некоторые ученые обращают внимание на напряжение мышц лица и шеи и определяют зевание как зарядку и разминку для головы, усиливающую приток крови к мозгу.

 

О причинах зевания ученым тоже мало что известно. Существует множество предположений, но они не исследованы и не доказаны.

Рассмотрим предполагаемые причины:

Первая причина — это сонливость и скука. Я объединил эти две причины в одну, так как скука влияет на организм, как снотворное.

Пред сном все процессы в организме замедляются, дыхание становится редким и поверхностным. Если при этом не лечь спать, то организму начинает не хватать воздуха. Начинается зевота, и кровь обогащается кислородом.  Из-за напряжения мышц лица и шеи усиливается приток крови к голове, улучшается питание мозга. То есть зевота ненадолго взбадривает организм.

Интересно, что зевание может не только взбодрить, но и успокоить. Если лечь, расслабиться и широко открыть рот — вскоре произойдет процесс зевания, и придет ощущение спокойствия.

Вторая причина — это усталость.

Мы чувствуем усталость тогда, когда наш организм израсходовал слишком много питательных веществ, кровь становится «бедной», переносит мало кислорода. А при активной умственной работе, мозг начинает перегреваться, как процессор у компьютера. Особенно часто зевают люди, у которых сидячая работа.

Так же, как при сонливости, зевота помогает обогатить кровь кислородом, усилить ее приток к мозгу, и немного снизить температуру за счет большого количества прохладного воздуха.

В таком случае нужно размяться, желательно пройтись быстрым шагом на свежем воздухе. А если нет такой возможности, то хотя бы приложить что-то прохладное ко лбу. Тогда зевание прекратится.

Третья причина — волнение.

Некоторые люди начинают активно зевать, когда волнуются перед ответственным событием. Например, перед контрольной, спортивным соревнованием, выступлением на сцене. Некоторые хищные животные зевают перед охотой. Видимо организм собирает все силы, стремится обогатить кровь кислородом, активировать работу мозга.

Распространенное мнение, что зевота усиливается в душном помещении, было опровергнуто учеными. Эксперименты показали, что люди зевают одинаково часто в душной и проветренной комнате.

Еще одной причиной является «заложенность» ушей. При зевании регулируется давление воздуха в среднем ухе, и неприятные ощущения «заложенности» при болезни или взлете и посадке самолета пропадают.

Очень интересной причиной является подражание.  Примерно половина людей зевнут, если видят рядом зевающего человека. При этом наиболее «заразна» зевота среди членов одной семьи.  От близких  мы «заразимся» гораздо вероятнее, чем от случайного прохожего.

Мягкие и чувствительные люди более подвержены «заражению», а те, кто не поддается «инфекции», обладают более жестким характером.

Дети до 4-5 лет не «заражаются» зеванием.

Интересно, что зевание «заразно» только у людей и некоторых обезьян.

Причины «заразности» зевоты не ясны. Вероятно, у наших дальних предков это служило сигналом: пора спать или пора охотиться.

 

Я решил проверить предположения ученых и провел анкетирование среди учеников начальной школы. Вопросы анкеты Вы видите на экране.

С помощью Любовь Николаевны я провел анкетирование в классе, а мама помогла мне разместить анкету в интернете. В результате было опрошено 70 учеников начальной школы.

Все результаты анкетирования можно посмотреть в моей работе, а тут я покажу наиболее интересные моменты.

На этом слайде показаны ситуации, в которых зевота у опрошенных усиливается:

  • Когда хотят спать
  • Когда устали от учебы
  • Когда устали от спорта
  • При повышенной температуре тела
  • Когда долго сидят на месте

А на этом слайде показаны ситуации, в которых зевать хочется реже:

  • Когда  весело (интересно)
  • Когда  активно двигаются
  • Перед спортивными состязаниями
  • Перед выступлением на публике
  • Когда  холодно

Как мы видим, полученные результаты не подтверждают версию ученых, что зевота усиливается от волнения.

87% опрошенных считают, что зевание  помогает расслабиться. И лишь 13% согласны с учеными, что зевание бодрит.

 

Меня очень интересовала «заразность» зевания. Для эксперимента мама помогла мне сделать два видео, в которых 20 фотографий сменялись одна за другой в течение двух минут. В первом видео были фотографии зевающих животных, а во втором — зевающих людей. Эксперимент заключался в том, что во время просмотра обоих видео, нужно было сосчитать, сколько раз захотелось зевнуть.

При просмотре видео о животных не поддались зевоте 13 человек из 70, а при просмотре видео о зевающих людях — 11 человек. 6 человек не зевали во время обоих видео. То есть всего около 10% опрошенных не заразились зевотой.

Мальчики и девочки зевали в среднем одинаковое количество раз.

Мы предполагали, что фотографии людей более «зараительны», чем фотографии животных, но на деле оказалось, что они одинаково «заразны».

Ученые говорят, что заразиться можно не только при виде зевающего человека, но даже читая про зевоту. Поэтому я решил последним вопросом в анкете узнать, захотелось ли зевнуть при ее заполнении. 66% ответили «да».

Многие родители, которые помогали своим детям заполнять анкеты в интернете, писали, что сами зевали гораздо больше детей – то есть взрослые сильнее подвержены «заражению», чем дети начальной школы.

 

В процессе исследования я выполнил все поставленные задачи, добился всех целей. И вот к каким выводам я пришел.

  • Зевание — это важный для организма процесс, который влияет на работоспособность. Зевание помогает обогатить кровь кислородом и усилить ее приток к мозгу.
  • Зевать в обществе неприлично, потому что зевота считается признаком скуки, но это не всегда верно. Не стоит пытаться подавить зевок, однако нужно не забывать прикрывать рот.
  • Стоит прислушиваться к своему организму, и если начинаешь усиленно зевать, то лучше сделать перерыв и размяться.
  • Нужно проветривать комнату и класс, так как кислород очень важен для работы мозга.
  • Причины «заразности» зевания не ясны, но в процессе эксперимента я выяснил, что зевающие животные и люди одинаково «заразны».

 

Спасибо за внимание! Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Пожалуйста, расскажите друзьям:

Опубликовать в Одноклассники

8 комментариев: Конференция: Для чего мы зеваем?

  • Ольга говорит:

    Вот это да! Замечательный доклад! Очень понравился. Неужели ребенок во 2 классе сам может подготовить научный доклад, провести исследование? Поделитесь, пожалуйста, опытом. Ещё раз похвалю и поздравлю со 2 местом! На мой взгляд, оно должно быть первым)! И ещё хотела спросить про курсы по математике, которые Вы рекомендовали. Вы их опробовали? Заранее спасибо)

    • Corneja говорит:

      Нет, конечно, для младшешкольников — это семейный проект, а не личный. Так и было заявлено в условиях конференции. Но все же я за него не делала, мы делали вместе. Много работы проделал он сам, что-то вместе, что-то я ему помогала.
      И я считаю, что он совершил подвиг (для него), что выучил весь этот текст и рассказывал, а не читал с листа. Правда мы сделали «шкпоргалочки» с опорными словами и некоторыми наиболее трудными фразами, но и взрослые на конференциях часто со шпаргалками выступают — это нормальная практика. Но, в любом случае, учил он его долго и упорно — у него особенность памяти такова, что он легко запоминает художественные тексты, а вот такие — ну вообще никак. Так что даже небольшие докладики, которые я тут тоже размещала, для него было сложно выучить на самом деле — это была большая работа. Но к концу года он уже легче стал запоминать: освоил основные принципы заучивания, перестал халтурить. Наверно я напишу отдельный коротенький пост о том, как мы готовили доклады.

      Курсы по математике мне с одной стороны очень понравились, с другой стороны у меня (не у ребенка, а именно у меня, видимо — я же должна была выступать в роли преподавателя) не хватило самоорганизации — мы несколько заданий делали вовремя, потом подзапустили и последние задания не доделали вовсе. Но на следующий год я хочу опять поступить на эти курсы и продолжать заниматься, но уже ответственней 🙂
      Моя ошибка была в том, что я неверно расставляла приоритеты и позволяла школе «съедать» сильно больше времени и сил, чем следует. В итоге не другое уже не хватало. А сейчас я видимо расслабилась на счет школы и теперь нам удавалось каждый день плотно заниматься английским. Надеюсь, что и математику потянем 🙂

      • Ольга говорит:

        Спасибо, спасибо! Да, пожалуйста, расскажите о подготовке к занятиям, к конференциям. Я в принципе могу делать кое-что за ребёнка, именно ЗА него (чтобы было время на что-то другое или на отдых). Но сын только пойдет в 1 класс, поэтому ничего наверняка сказать не могу, от учителя будет зависеть). Можно Вас спросить, как Вы отмечаете детские дни рождения?

        • Corneja говорит:

          За ребенка я если и делаю что-то, то очень-очень редко, и только то, что сделать он сам сделать не может. И то не просто делаю, а пытаюсь научить. То есть показываю и объясняю что как и почему… Почему-то в школе многим вещам не учат… Например им задают сделать поделку из картона по учебнику, там по схеме надо согнуть картон… А как?.. Он же не гнется, как бумага… А вот если перед тем, как гнуть, по этой линии с помощью металлической линейки процарапать бороздку иголкой циркуля или шилом и потом сгибать по этой бородке — он сгибается хорошо и аккуратно. А детей этому не учат… Или нарисовано, что надо склеить детали… А как клеить ламинированный картон — в него же клей не впитывается. А если потереть ламинированный клапан (который приклеивать надо) наждачкой (по сути содрать или поцарапать хотя бы ламинированный слой), то клеится он уже хорошо. Но этому не учат почему-то…

        • Corneja говорит:

          Про дни рожденья спросить-то можно, но ответ будет не особо интересным 🙂 Празднуем в два этапа — один раз с семьей (приглашаем бабушек-дедушек), потом приглашаем друзей. В этот раз друзей никак особо не развлекали — они сами развлекались. Мы их только покормили, если так можно сказать, так как они толком ничего есть не стали. Не интересно празднуем 🙂 Из меня массовик-затейник никудышный.

  • Ольга говорит:

    А у меня сейчас как раз голова забита сценариями к двум дням рождения. Уже с одним определилась: сценарий практически готов. Празднуем 7-ой день рождения сына по мотивам «Звёздных войн». А дочке будет пять через 2 недели после дня рождения сына, наверное, будем принцессами ))

  • Ольга говорит:

    Да, спасибо, но я ещё не успела прочитать. Я ещё многое не прочитала у вас, особенно комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2012. All Rights Reserved.