Подписка
Подпишитесь на все бесплатные презентации проекта!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Последние комментарии
  • Corneja: От меня же позвольте пожелать Вам и Вашим детям всего самого доброго и светлого, а так же успехов во всех...
  • Vit- grigorov: Х и — х говорите «сокращаются»? И Вы еще и высшую математику преподаете? Вашего сына...
  • Corneja: Этот мой пост был написан довольно давно. С тех пор я изменила свое мнение. Ну, точнее не изменила, но в...
  • Natalija: Дочка учится в первом классе. К сожалению, застряли на уравнениях. Считает до 20 хорошо, что такое больше...
  • Елена (iklife.ru): Думаю очень правильный подход, сначала надо сблизиться с ребенком в тех темах и играх, которые ему...
Архив
  • 2016 (1)
  • 2015 (6)
  • 2014 (21)
  • 2013 (46)
  • 2012 (148)
  • 2011 (15)

Снижение оценок за неаккуратность и исправления

Как Вы уже наверно знаете, я теперь мама первоклашки 🙂 И поэтому поводу много читаю статей, форумов, сообществ и блогов на эту тему…

И некоторые вещи устала уже из раза в раз повторять на разных форумах… А люди как будто не слышат или не хотят слышать… Обидно даже… Ну, Вы-то услышите, надеюсь? Вам можно рассказать? 🙂

Многие пишут на форумах, что детям снижают оценки за некрасивый почерк, за исправления, за неправильное количество клеточек в отступе…

Господа, учитель не имеет права снижать за это оценки!

О том, как должны выставляться оценки в начальной школе подробно расписано в Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Вот выдержка из этого документа:

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;

не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Вообще это очень интересный документ. Если у Вас дети учатся в начальной школе, я настоятельно рекомендую Вам его изучить (скачать можно здесь).

Я знаю, что мой блог читает большое количество учителей младших классов. Огромная просьба к Вам: если этот документ неактуален, и есть какие-то более новые постановления министерства на тему оценок в младшей школе,  напишите, пожалуйста, в комментариях номер и дату этого документа.  Буду очень признательна!

 

На одном из форумов, когда я написала примерно тоже самое, что и здесь, у меня спросили: «А Вы бы сами пошли к учителю разбираться на счет сниженной за неаккуратность оценки?» Да, я бы пошла.

Я сама была таким ребенком, которому снижали оценки за корявый почерк, неправильное количество отступленных клеточек, за исправления… Вы не представляете, как обидно, когда ты любишь биологию, но тебе за лабораторную ставят низкую оценку, а соседке по парте, которая у тебя все списала красивым почерком и без глупых описок и исправлений ставят «отлично». Руки опускаются и вообще делать ничего не хочется, потому что оценка так и так плохая… Не знаю, было ли это допустимо раньше, но сейчас нет, судя по этому документу. Так что я бы боролась за право моего ребенка получать объективные оценки за знания и умения по предмету.

Да, конечно, я бы постаралась это сделать в дружелюбной форме, не пошла бы сразу ругаться… Придумала бы что-нибудь… Но бороться однозначно стала бы.

Пожалуйста, расскажите друзьям:

Опубликовать в Одноклассники

48 комментариев: Снижение оценок за неаккуратность и исправления

  • Елена говорит:

    Наша учительница начальных классов не обращала внимания на почерк… совсем. В итоге к пятому классу ребенок сам не мог прочесть то, что написал (мои доводы и «ругня» не помогали — учитель авторитет: «Татьяна Николаевна не обращает на это внимания, чего ты ругаешься»). Сейчас девятый класс, впереди ГЕА, я в страхе думаю как буду оценивать его работы, которые прочесть то можно, но и придраться можно к половине букв (то ли И, то ли К, то ли еще что). Так что не все так плохо в требованиях к красивому почерку. И я была бы рада, если бы нам ставили «двойную» оценку в свое время

    • Corneja говорит:

      Я тоже за двойную оценку. Обеими руками. Но против того, чтобы снижали оценку по математике за исправления в словах…

  • Елена говорит:

    вот уж не знаю)))) нас еще в институте (25 лет назад 🙂 ) этому учили))) Уверена, что ничего не изменилось. Может уто-то плохо слушал лекции в институте 😉

  • Nataliya говорит:

    Графоло́гия — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Нас всех одинаково учили писать, а почерк у всех разный. У меня лично плохой хоть и оценки снижали. Да я сама уже в подростковом возрасте прописи старательно переписывала по линеечкам, надеясь собственный почерк улучшить и без толку. Разве справедливо оценивать почерк, это все равно что по «фейсу» оценки ставить: тебе двойка, лицом не вышел, разве не так? Тем более что когда дети наши выростут они вообще всё печатать на компьютере будут.

    • Corneja говорит:

      Честно говоря вопросы почерка меня всегда удивляли… Например мне не понятно почему, когда пишешь ручкой в тетради и мелом на доске почерк одинаковый?.. Мышцы-то работают совершенно разные… В одном случае мышца пальцев и кисти, а в другом плечо, предплечье и в меньшей степени кисть…
      И я тоже пыталась изменить почерк… Ничего не получилось. Тем больше удивляет устаревшая уже профессия калиграфиста, при которой человек не то, что красиво писал, а умел писать разными почерками, разными «шрифтами» и использовал их там, где это уместно… Документы писал одним «шрифтом», письма другим и т.д.

      • Мария говорит:

        Как калиграф скажу. Это отдельная профессия, и пишем не разными почерками, а начертаниями шритфтов. И мы до каждой черточки изучали как пишется каролингский минускул, готический шрифт или антиква. Идет такой разбор этих самых шрифтов, что просто неуместно говорить о сравнении с почерком. В шрифтах нет особой вольности, все четко структурировано. Угол наклона пера, ширина пера и прочие составляющие. Это искусство, графика, которму долго учатся специально. А те красивые начертания разных «почерков», это уже вольные трактовки, под которыми заложена основная базисная школа. Дело не в почерке. Это умение рисовать шрифты, которому учишься.

  • Oksana говорит:

    А у меня была ситуация в начальных классах — первые 2 класса я ходила в гимназию, там начали писать сразу в широкую линию, в 3 классе перешла в новую школу, а там все дети писали именно с таким наклоном как у учительницы, естественно у меня был другой почерк но вполне разборчивый просто без этого наклона, и вот мне она всегда на балл снижала оценку. Помню мы писали диктант и в тетради она поставила 4, а в журнал занесла 5. До сих пор не пойму ее метод.И в итоге в старших классах у всех нас все равно был разный почерк и у меня не хуже других.

    • Corneja говорит:

      А как Ваши родители относились к тому, что Вам снижали оценки на балл?..

      Вам повезло, я до сих пор пишу как курица лапой… Так что молюсь на компьютеры 🙂 Печатаю я быстро, хотя опечаток много, конечно 🙁 А если надо заполнить какой-то бланк от руки так это прямо проблема… Не умею писать… И не люблю. И почерк такой, что никто и никогда не верит, что это взрослый человек написал 🙂

      • Евгения говорит:

        Ой, значит я не одна такая! По моему почерку тоже всегда думают, что или ребенок писал, или мужчина, но уж никак не взрослая женщина. При заполнении бланков от руки меня выручает техническое образование и чертежный шрифт.

        • Corneja говорит:

          У меня тоже техническое образование, но черчения у нас не было… Так что чертежным шрифтом не владею 🙁 А пишу как первоклашка: крупно и коряво 🙂

  • Юлия говорит:

    Здравствуйте! А я считаю, что наши дети должны приучаться к аккуратности, в жизни пригодиться, так как на практике «Хорошо оформленная работа, важнее содержания!» Это я как, дизайнер вам говорю)) бывают, гениальные проекты, но их не рассматривают из-за плохого оформления!

    • Corneja говорит:

      Полностью с Вами согласна! Конечно, надо уметь красиво оформлять… Это очень и очень пригодится в жизни… Но умение оформлять все же не имеет отношения к знанию математики, биологии и т.д. Я полностью поддерживаю идею второй оценки за оформление. Но не надо снижать основную оценку!

  • Марина говорит:

    Я из тех, кто писать красиво может, и почерки могу применять разные, и наклоны, все от моего желания. Честно говоря, мне не понятно было всегда, ну почему одни пишут разборчиво и понятно, а другие как курица лапой. Никого не хочу обидеть, но думаю, что красивый почерк — это результат усердия, проявленного в свое время. По моему нет ничего запредельно сложного в том, что б рисовать крючечки и палочки по образцу, со временем превращая их в буквы. Но тут главное не торопиться, не гнаться за количеством строк прописанных в единицу времени, скорость придет чуть позже, нужно сосредоточиться на качестве. Но не всем это занятие может быть по душе, и вот, отписав кое-как, ребенок побежал на улицу заниматься тем, что ему интереснее.

    • Corneja говорит:

      Ну, сытый голодного не разумеет, это уж как водится… 🙂 Марина, я четно была очень усидчивым ребенком. И очень старалась красиво выводить эти дурацкие крючочки… Ну, вот никак… Никак и все…
      Правда я по всем тестам прохожу, как левша, а пишу правой рукой… Может в этом дело, не знаю… Но у меня не получается красиво писать…

      Когда я участвовала в психологическом исследовании людей, активно пользующихся интернетом долгое время, мне психолог что-то говорила на счет того, что у меня, как и у многих компьютерщиков, «слабая связь мозга с рукой»… Я не уверена, что я правильно поняла ее объяснение, но вроде как то, что у меня руки не из того места растут — это следствие скорее физиологического устройства мозга — что-то там не так со связями. Причем, как я поняла, это врожденное, а не «от лени»… «Ты можешь представить картину в мозге, но ты не можешь перенести ее на бумагу. Во всяком случае тебе это гораздо сложнее, чем тем, у кого связь мозга и руки не ослаблена»… Что-то такое она мне говорила…

      • Марина говорит:

        Катя, все может быть, спорить с психологом глупо. Одно могу сказать, да, я рисовать могу, и проблем с тем, что бы перенести картинку из головы на бумагу не испытываю. Поэтому думаю, что не открою Америки, но красивый почерк начинается примерно в 2 года с рисования. Замечу, что не с раскрашивания готовых картинок, а именно с рисования своих. Пусть по началу корявых и не красивых, но со временем все придет в норму. Пусть ребенок и не станет художником, не каждому это дано, но по крайней мере это поможет ему в будущем получить более красивый почерк.

        • Corneja говорит:

          Вы не поверите, но я в детстве рисовала целыми днями Не раскрашивала, а именно рисовала… Родители только и успевали новые альбомы покупать…

          • Марина говорит:

            И что, это не помогло Вам научиться переносить образы из головы на бумагу?

            • Corneja говорит:

              Наверно, если бы не рисовала, было бы еще хуже… Но вообще, да, трудно что-то нарисовать ровно и аккуратно.

        • Ирина говорит:

          В рисовании тоже у каждого есть почерк. Я могу определить ученика без ошибки по рисунку. Более того — почерк рисунка, как и обычный почерк, зависит от характера человека.
          Я рисую с полугода 🙂 Художником я стала, а вот красиво писать так и не научилась. Хотя мне это даже нравится, я всегда писала с удовольствием.
          Поэтому — это ваш дар.
          Например, красивый почерк часто бывает у отличниц не потому, что они усерднее учились письму, а потому, что они вообще более способны к воспроизведению, самодисциплине, более, если так выразится — педантичны по характеру.

    • Евгения говорит:

      Я очень усердно палочки с крючочками в школе писала, и в начальной школе писала как в прописях учили. Но со временем почерк испортился. Я могу и сейчас, приложив определенные усилия и затратив кучу времени написать более-менее красиво (или хотя бы разборчиво), но это уже не письмо, а рисование получается. И опять же это будет похоже на почерк ученика начальной школы.

  • Елена говорит:

    У меня «быстрый» почерк очень корявый. Я помню, как маму вызывали в школу, меня ругали. В то время было поветрие писать чернильной ручкой (якобы вырабатывался правильный нажим и т.п.). Так вот мне одной разрешили писать шариковой, понимаете почему 🙂 Но начав работать учителем, я вынуждена была прописывать детям в тетрадях «образцы». Каждый день по 25 тетрадей… В итоге почерк у меня все-таки стал лучше.Только когда очень быстро пишу проявляются «те» корявки. Но то, что почерк идет «от мозга», от характера, это доказано. Даже люди, лишившиеся рук и научившиеся писать ногой пишут ТЕМ ЖЕ почерком)))))
    Так что очень сильно за почерк ругать смысла нет, но приучать к старательности и аккуратности все равно надо!)))

    • Corneja говорит:

      «Так что очень сильно за почерк ругать смысла нет, но приучать к старательности и аккуратности все равно надо!)))»

      Полностью согласна! 🙂

  • Людмила говорит:

    В школах,где готовят элиту,гоняют за логические ошибки и плюют на чистописание. В школах для «быдла» гоняют за чистописание и никто не учит думать.

    • Corneja говорит:

      Ну, Вы как-то прямо так грубо…
      Я думаю, что писать таки надо стараться как можно аккуратнее… Пусть, может, не каллиграфически, если не дано, но по крайней мере без клякс… Но это в любом случае не должно влиять на оценку за предмет в журнале…

      • Людмила говорит:

        Просто случайно так получилось))) Я ещё в советское время училась в навороченной школе, в которой основная масса учителей имела университетские дипломы МГУ, БГУ и прочих. Так вот университетские никогда не гоняли нас за качество написания и всегда за смысл. А пединститутские наоборот. Сестра училась в обычной школе. Разница была видна очень.)))

        • Мария говорит:

          Что-то мне подсказывает, что этот грубый ответ самый правдивый. Главное смысл. А гонять за почерк и помарки — растить удобных подчиенных. Чтобы слушались, виноватились, бадались с внешними мелочами, забывая про суть.

  • Светлана Михайловна говорит:

    А как разобраться в десятибальной оценке знаний? Никак не привыкнем…

    • Corneja говорит:

      У нас был такой перевод:
      2 — 2
      3 — 3-
      4 — 3
      5 — 3+
      6 — 4-
      7 — 4
      8 — 5-
      9 — 5
      10 — 5+
      При этом учителя умудрялись ставить оценки типа 9- 🙂
      Спросите у учителя, как переводятся оценки у Вас в школе.

  • Елена говорит:

    9 с минусом?)))) это из серии 5 с тремя минусами)))) типа «я очень не хочу ставить тебе четверку»)))))

    • Corneja говорит:

      У папы был какой-то приятель-иностранец… А у них была 100-бальная система… Так вот он говорил, что даже 100 баллов не хватает, и тоже некоторые ставят 74+ 🙂

  • Anna говорит:

    Наш сын тоже пошёл в этом году в первый класс. Каково же было наше удивление, когда узнали, что у нас (в Литве) оценки не ставятся всю начальную школу! Я в шоке..
    Солнышко, улыбочки, цветочки — все 4 года! представляю как удивятся дети, когда в 5 классе им начнут ставить оценки..Очень надеемся, что это закон пересмотрят и оценки будут со 2го класса.

    • Corneja говорит:

      Может, это и не плохо по сути… Но вообще, к сожалению, очень мало педагогов умеют мотивировать учеников не грозя им плохим оценками 🙁

  • Ирина говорит:

    Не люблю оценки, которые никогда не могут быть совершенно объективными.
    Не люблю нашу систему, которая заставляет зубрить то, что ты потом все равно забудешь, но не учит любознательности.
    Не люблю тратить жизнь на красивые клеточки, если в этом нет особого смысла.
    Никогда не любила школу.
    Нам до школы еще далеко, но пока я сторонник анскулинга.
    Я педагог 🙂 Учитель ИЗО, так что на моих уроках можно быть совершенно неаккуратным.
    Ох, я даже преподавать в школе не люблю… Не так сделал запись в журнале, не там поставил точку, отчеты…
    🙂 В институте я чертила «начерталку» однокурсникам практически от руки — они красиво обводили и получали 5, а я так и осталась «хорошистом». Впрочем, меня это не сильно волновало.
    Наверное, двойная оценка — это лучше. А еще лучше просто написать замечание или примечание.

      • Ирина говорит:

        Это точно!

        «Учителя думают, что они могут заставить детей учиться. Заблуждаются.
        Дети свободолюбивы и независимы. Они не будут делать того, чего не хотят. Так что: есть интерес — будут учиться, нет интереса — можете делать с ними что угодно, результат будет плачевным».
        Это прочно укоренившаяся «педагогика наоборот»: боятся лишний раз сказать доброе слово, похвалить, часто недовольны, полагая, что именно это заставит ребенка стремиться быть лучше. А на самом деле наказания еще никого не сделали лучше.

        • Corneja говорит:

          Да нет, порой и негативное что-то (плохие оценки, поругали и т.д.) приводят к улучшению успеваемости… Только тут идет подмена — естественная тяга ребенка к знаниям и удовольствие от процесса учебы подменяется стремлением получить хорошую оценку (в лучшем случае) или страхом получить двойку и наказание (в худшем)…

          • Ирина говорит:

            Екатерина, я с вами совершенно согласна.
            Просто я пока для себя не совсем решила вопрос ценности «успеваемости». Вы знаете, в школах есть такие талантливые и умные закоренелые двоечники! Я с младшими классами, в принципе, не сталкивалась. Но в старшей школе постоянно наблюдала какое-то совершенное несоответствие успеваемости и способностей детей.
            А в целом — со всем согласна 🙂

            • Corneja говорит:

              У нас в классе учился мальчик — по многим предметам из двоек не вылазил… При этом призер всероссийских олимпиад… А сейчас есть знакомый мальчик-школьник, он получи первый диплом на международной олимпиаде по физике, при этом школьная учительница по физике на него клеймо ставила, что он бестолочь… Наверно тоже клеточки не так отступал 🙂

  • Логинова Катя говорит:

    Занятный документ вы привели, Катя. Я о таком и не знала. У меня сын в четвертм классе. В прошедшем году меня вызывала учительница в школу и говорила, что у сына отвратительная тетрадь. Бльшая часть замечаний касалась именно клеточек, строчек, помарок. По сути, сынуля выполнял большую часть заданий верно, а оценки получал низкие. И до сиx пор так. Правда, мы с сыном все пометки учителя прогворили и нашли им объяснение, чтобы было необидно.

    • Corneja говорит:

      Да, пожалуй, очень важно, чтобы ребенок понимал, что оценка снижена не потому, что он не правильно решил…

  • Дарья говорит:

    А я вообще против оценок, в принципе. Сын вот занимается плаванием в бассейне уже второй год, сейчас ему 4,5, и тренер после каждой тренировки пишет в дневнике, что ре делал на занятии, и клеит наклейку со смайликом, а чаще- с оценкой, положительной: 4, 4+, 5, но все же оценкой! Я вообще не смотрю, и сын, как следствие, не придает значения, а другие родители, как увидят своих детей после тренировки, сразу в дневник лезут: ну что тебе поставили? Смешно и жаль детей как-то. Ребенок должен ведь заниматься ради процесса, ради интереса, а не ради зависимости от чужой оценки, глупо это как-то, имхо, хотя и весь мир на этом зиждется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2012. All Rights Reserved.