Подписка
Подпишитесь на все бесплатные презентации проекта!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Последние комментарии
  • Corneja: В книге «математика в твоих руках» есть раздел про уравнения, там переменные заменены картинками...
  • с: «Не понимает он (и даже боится) этих непонятных символов X и Y (с пустым местом, вместо символа, всё...
  • 2feed2: Спасибо за помощь. Я сама сдаю вышку и не могу понять и половины учебника. У нас учебники Демидова.
  • Corneja: Водостойким маркером. Красота сомнительная, но вроде не стирается. Только нужен именно водостойкий...
  • Марина: Подскажите, как подписать лыжи ребенку в школу. чтоб не стерлась надпись?
Архив
  • 2016 (1)
  • 2015 (6)
  • 2014 (21)
  • 2013 (46)
  • 2012 (148)
  • 2011 (15)

Советы мамам будущих первоклассников

Вот и каникулы… Они начались еще с конца той недели, но я все никак не могу отойти 🙂 Как-то все не начинаемся в моей голове лето 🙂

Пока оно таки не началось и пока не забылось все надуманное и наболевшее, решила записать мои советы мамам будущих первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.

Что-то из того, о чем я хочу написать, я опробовала на себе и Андрее, а что-то не успела (слишком поздно об этом задумалась, 1-ый класс уже походил к концу, так что о результатах пока сказать нечего).

Итак, советы… 

Совет первый. О самостоятельности

image283111[1]Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т.д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом еще несколько раз постоять «над душой», пока он все это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребенку.

По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или еще что… Несколько раз забывал сменку… Но по-моему в 1-ом классе все это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.

Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила и сложилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идет? Почему ты сам не проверил, все ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.

И еще одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…

Совет второй. Об уроках и приоритетах

Disleksija[1]Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.

Нужно научить ребенка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть ребенок должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть, как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придутся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь, и какая именно помощь необходима.

И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…

Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более легкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.

И еще к вопросу о тех заданиях, которые ребенок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры… Хотя и не густо в «Школе 2100» и Петерсон с примерами, но все же они есть и разобраться при желании вполне можно.

Совет третий. О помощи и контроле…

EE61EE0EF6958D88D25E4D8B63023[1]Совет, который, пожалуй, в чем-то противоречит предыдущим. А может и не противоречит, не знаю.

Все же не забывайте, что ребенок в 1-ом классе (да и во всей начальной школе) — это еще совсем маленький ребенок. И он может быть еще психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста еще не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…

Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по ребенку — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребенка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.

Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала все больше и больше и под конец учебного года мое участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки… Что, может, и хорошо, что не задерживалось 🙂

Совет четвертый. О времени

13copii_si_timpul_shutterstock_73de2035e3[1]Ребенок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займет то или иное дело, отвечают что-то совсем не в дугу… И прошедшее время оценить то же не могут…

Между тем это крайне важный навык… Ребенок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займет целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.

Поэтому я очень советую приучать ребенка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причем сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать 🙂

Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребенок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел, ты успеешь сделать до ужина?»..

Совет шестой. Об умении говорить

shkola[1]Учите ребенка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.

Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то не понятно, попросить объяснить еще раз… И еще, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему не понятно…

В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах на счет некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…

Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребенка? Попытаться объяснить ему, что если ему не понятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с Вами знаем, что это не так… И насколько ребенку будет проще жить, если он научиться разговаривать, научиться задавать вопросы…

 

Вот такие у меня получились советы… Наверняка что-то упустила. Если что-то вспомню, потом еще напишу… Предлагаю опытным мамам и учителям в комментариях тоже поделиться своими советами мамам будущих первоклассников 🙂

Пожалуйста, расскажите друзьям:

Опубликовать в Одноклассники

24 комментария: Советы мамам будущих первоклассников

  • Елена говорит:

    Спасибо, Катя!
    Про сбор в бассейн — в точку. 🙂 Я только дала сыну пакетики и вещи для бассейна. Сказала, что если хочет ходить в бассейн и научиться плавать, то собирать и разбирать рюкзак он будет сам.
    Сейчас я в сборах не участвую. Только стираю, вешаю и кладу вещи (плавки и полотенце) у рюкзака.

    Про время. Думаю, самый лучший подарок ребенку — таймер. И приучать к тому, что на каждое занятие у него уходит какое-то время из всего дня, можно с 5-6 лет. Планирование (приучение к самостоятельности) своего дня тоже можно ввести с этого же возраста. Т.е. весь день делится на обязательные дела и те, которые можно делать, а можно и не делать. Например, встал, заправил постель, умылся, позавтракал, почистил зубы, оделся, пошел в д/с (или дома — занятие с мамой, чтение, игры, просмотр м/ф, уборка в комнате, помощь маме, прогулка, обед, сон и т.д.). Все это можно оформить красиво, с картинками на лист ватмана, который будет висеть на видном месте на уровне роста ребенка и он всегда может посмотреть, что он уже сделал, что еще осталось. Уверена, что когда добавится школа и д/з гораздо легче будет ребенку планировать выполнение д/з в уже привычных ему делах.

    • Юлия говорит:

      Планирование времени с каждым ребенком — очень индивидуально. Мой сын в силу психомоторных характеристик очень медленный, долго раскачивающийся. Плюс совершенно несбалансированна концентрация внимания, как у многих семилеток. В результате можно делать замеры его домашних заданий сколько угодно раз — результат каждый день будет разным. Мне кажется, для занятий детским тайм-менеджментом необходима психологическая зрелось ребенка и готовность участвовать в этом. А вот к совету «О помощи и контроле» целиком присоединяюсь !

      Спасибо, Катя, за разумные и точные советы !

      • Corneja говорит:

        Юля, конечно, все это очень индивидуально. Хотя я бы советовала все же попробовать засекать время. Только без стресса, просто ради интереса. на самом деле по своему ребенку вижу — это мобилизует… Например в начале года мы тренировали устный счет по Узоровой, и он один несчастный столбик мог решать минут 20 и так и не дорешать… А когда тали засекать время, стал решать за 3-4 минуты… И ему очень нравилось — на мобильнике сам ставил таймер и решал. Так что это все же помогает сосредоточиться. Хотя, опять же, все индивидуально. Для кого-то тикающий таймер может быть стрессом и вообще парализовать…

  • Юлия говорит:

    Как мама первоклассника, совершенно во всем поддерживаю !
    Для Вас это неактуально, но для меня и многих других очень важно добавить — учите ребенка читать ! Нечитающему ребенку очень тяжело в первом классе школы, потому что его, конечно, учат, но все равно основная нагрузка ложится на родителей дома. Вам все равно предстоит пройти этот путь, и лучше начать его с запасом времени.
    Ну и, конечно, очень желательны посещения занятий по подготовке к школе. Это на самом деле очень помогает.

    Ну и еще от себя хочется добавить мамам будущих первоклассников — терпения, здоровья и оптимизма Вам ! Потому что в первом классе на 70% успех ребенка зависит от вас и от домашних занятий, а не от учительницы в школе.

    • Corneja говорит:

      Про читать — полностью поддерживаю. Дети, которые хорошо читают, в заведомо выигрышном положении. Под конец года идут контрольные, где читать надо много. Например страница текста на А4 крупным шрифтом и потом еще 6 страниц с разнообразными заданиями по этому тексту… Дети, которые читают хорошо, делают это без проблем, а как быть тем, кто к концу года только научился худо-бедно по слогам читать?..

      На счет курсов по подготовке к школе — не знаю 🙂 В плане знаний и умений нам это ничего не дало… Андрей и другие знакомые дети ходили в недоумении — они это все знают… Но я все равно не жалею, что мы ходили, так думаю, что это помогло психологически… Андрей был уже знаком с учительницей, видел как там внутри школы, как проходят уроки… То есть 1-ого сентября он шел не совсем уж в полную неизвестность…

      • Юлия говорит:

        Да-да, я имела ввиду именно психологическую подготовку к школе через эти курсы. Это помогает 1 сентября собраться, быть готовым к урокам в школе. А ведь детский сад и школа -разные вещи, для многих детей первые школьные недели это проблема. Особенно для «домашних».

        • Corneja говорит:

          Да, у нас у многих домашних детей были проблемы… И болели постоянно (нет иммунитета к о многих болезням) и психологический дискомфорт был… Некоторые не могли подойти познакомиться, присоединиться к компании… Были и более насущные проблемы — не могли кушать в столовой, ходить в общественный туалет…

  • Елена говорит:

    Полностью поддерживаю Ваши наблюдения и советы. Как приятно, что родители полностью на стороне учителя. И понимают, что главное не накопить знания, а уметь их получать, уметь найти помощника в непонятной ситуации. Вы просто молодец!! Еще раз повторяю: Вы — супермама!!
    Удачи вам в работе и любви огромной в семье!

    • Corneja говорит:

      Спасибо 🙂 Но я все же не на стороне учителя, а на стороне своего ребенка 🙂 И если мне покажется, что к моему ребенку несправедливы, то… Хотя и не знаю что… В каких-то ситуация нужно устроить разгром в школе, а в каких-то стоит учить ребенка лояльности, терпимости и умению отстаивать свое мнение самостоятельно…

  • ольга говорит:

    очень важно, чтобы родители проработвли со своим первоклашкой варианты выхода из трудных ситуаций. потому что ребенок в школе будет один, без родителя, и не сразу может сообразить, что делать, когда:
    1) у него ручка не пишет
    2) забыл про задание, которое нужно было сделать, или не принес что-то
    3) его в туалет не пустили
    4) с него деньги стали трясти (в школе или по дороге домой)
    5) он плохо себя чувствует (заболевает)
    6) ему взгрустнулось и захотелось домой
    7) да мало ли чего может произойти с человеком 6-7 лет!
    просто поговорить на эти темы (ну мало ли у вас потом телефон будет недоступен, и он не сможет дозвониться!). чтобы у ребенка было 2-3 варианта решения проблемы.
    пригодится рано или поздно.

        • ольга говорит:

          Хорошая книга, но она отвечает далеко не на все вопросы и трудные ситуации. А их ох как много! Поэтому нужно представить себя (или вспомнить свое детство). Или вспомнить ситуации, которые в нашей взрослой жизни.
          Например, жизнь меня научила тому, что телефон должен быть с фотоаппаратом. например, можно снять интересный кадр. или не переписывать документ или объявление, а сфотографировать его и не тратить время. опять же можно снять видео. конечно, если ребенок заскучает на уроке, его руки потянутся к телефону и он может начать играть на уроке. и их скучающего ученика станет нарушителем дисциплины.
          но я вот уже почти полгода жалею, что повелась на требование учителя ко всем родителям, чтобы дети были без телефонов. нам даже лист давали и мы в нем расписывались. в итоге без телефона в классе был лишь мой сын (ну я же подписывалась!). а результат: мой сын прошел через прессинг, мол, он лох без телефона и нищий. а потом его избили до сотрясения (и с февраля он не ходит в школу, учился на домашнем обучении по состоянию здоровья). и все дружно сказали, что из школы он ушел здоровый (сейчас уже четвертая проверка идет). а был бы телефон у него в тот момент — все было бы по-друггму. было бы чем аргументировать и что показать. например, какая обстановка вмклассе вообще (тут мне сказали, что у нас избили еще одного мальчика, да так, что тоже в школу не ходил). а ведь это всего 2й класс.

          Мамочки, я к чему. я не пугаю и не накаляю атмосферу. но такие ситуации нам показывают осень састо в СМИ. когда мы пошли в школу, я не думала, что такое можкт случиться с моим ребенком. школа серьезная, учитель и вообще все нравилось. а вот когда все случилось, все и показали свое лицо. Спасибо, есть этот сайт, накидали советов, они помогают до сих пор! 🙂
          но если в вернуть все назад, я б уделила внимание не только чтению ребенка перед школой, а и этот вопрос озвучила. слишком дорого нам обошлось это. а в инете я прочитала, какие конфликты могут возникнуть, когда у ребенка ручка писать перестала — так вообще плохо стало.
          поэтому желаю мама первоклассников, чтоб вашему ребенку попался именно Учитель и друг. 🙂

          • Corneja говорит:

            Да, в книжке расписано далеко не все, но многие важные вещи там затронуты. Я, кстати, думала сделать что-то вроде этой книжки но на тему именно школы, но что-то так руки и не дошли… Да и наверно это должен делать все же опытные психолог, а не я…

            А вот про телефон я бы в жизни не подписала бумагу… С какой стати мой ребенок должен быть лишен удобного средства связи?.. Звонил он не часто, но несколько раз бывало. В том числе позвонил, когда ему собирались прививку поставить и я напомнила мед.сестре, что я просила еще и от энцефалита поставить, а то она забыла… Пару раз просил принести забытые вещи.
            На уроках он телефон не достает, специально спрашивала у учительницы. Да и у нас учительница такая строгая — пойти достань 🙂

            А что за такие ужасы про непишущую ручку?… Нам сразу сказали, что ручки и простые карандаши носить по два, чтобы проблемы минимизировать. Несколько раз Андрей давал запасной карандаш соседке по парте, когда у нее ломался… И у учительницы на столе целое стадо «ежиков» с ручками, карандашами всех мастей (и простых и цветных), ножницами — если у кого-то проблемы, сразу ему дает нужную вещь и все…

            Я Андрею тоже говорила, как себя вести в каких ситуациях, но старалась не сильно заострять на этом внимание, чтобы не сложилось впечатление, что в школе его поджидают опасности и проблемы на каждом шагу…

    • Елена говорит:

      Да. Как всё это страшно. У меня 2 ребёнка и в один год старшая идёт в школу младший в сад, а я выхожу с декретного отпуска на работу, как контролировать первоклашку ума не приложу. Работа у меня и у мужа заканчивается не раньше 19-00 . Мозг вскипает, что делать?

      • Corneja говорит:

        Елена, к сожалению, не знаю, что Вам сказать 🙁 Я потому и цепляюсь всеми силами за работу из дома, чтобы дети были под присмотром… У Вас нет возможности работать дома?..

  • Елена говорит:

    Ольга, спасибо! Обязательно поговорим на эти темы.
    Вчера выпускной у нас в д/с прошел. Так трогательно и грустно, что быстро время пролетело…

  • Елена говорит:

    Спасибо Но я все же не на стороне учителя, а на стороне своего ребенка
    А настоящий учитель всегда на стороне ребенка и родителей. Я имела ввиду именно это.

  • Елена говорит:

    Хорошая статья, есть хорошие практические советы:
    Родители большого города — что делать с гневом на детей?
    http://materinstvo.ru/art/8257/

    Мне про стикеры разноцветные с картинками понравилась идея!
    И вот это:
    «Очень удобно замечать не то, что вы не сделали всё дело, а акцентировать свое внимание, что выполнили часть дела. Это называется разбивать на короткие отрезки. Очень помогает со школьниками, когда ученик не может делать уроки, отвлекается. Хорошо разбить выполнение домашнего задания на короткие временные интервалы по 10 -15 минут. И за это время говорить: «молодец, сделал столько-то».

    Чередовать малоприятные дела с более приятными.»

  • Надежда говорит:

    Я очень жалею, что не отдала своего ребенка на курсы подготовки к школе. Мой сын с пяти лет читал, считал в уме примеры, как мне казалось, был разносторонне развит. Но когда в школе учитель просила открыть десятую страницу, к примеру, думал, что к нему это не относится, ведь его имя не произносилось при этом. Одно делать слушать маму, глядя глаза в глаза и сидя за одним столом. Совсем другое дело слушать и слышать учителя , находясь в компании детей и других отвлекающих факторов. Второго ребенка обязательно отведу на курсы подготовки к школе, хотя к школе могу подготовить сама лучше любых курсов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2012. All Rights Reserved.