Подписка
Подпишитесь на все бесплатные презентации проекта!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Последние комментарии
  • Corneja: В книге «математика в твоих руках» есть раздел про уравнения, там переменные заменены картинками...
  • с: «Не понимает он (и даже боится) этих непонятных символов X и Y (с пустым местом, вместо символа, всё...
  • 2feed2: Спасибо за помощь. Я сама сдаю вышку и не могу понять и половины учебника. У нас учебники Демидова.
  • Corneja: Водостойким маркером. Красота сомнительная, но вроде не стирается. Только нужен именно водостойкий...
  • Марина: Подскажите, как подписать лыжи ребенку в школу. чтоб не стерлась надпись?
Архив
  • 2016 (1)
  • 2015 (6)
  • 2014 (21)
  • 2013 (46)
  • 2012 (148)
  • 2011 (15)

Дайте детям время!

Кружков тоже должно быть в меру... В последнее время очень и очень часто слышу мнение, что детей надо загрузить по полной, чтобы не было свободного времени на безделье и глупости всякие… И многие мамы с гордостью рассказывают про свою «тяжкую ношу» о том, как они героически с утра до ночи водят детей по разным кружкам и секциям и света белого не видят…

Честно говоря, я этого совсем не понимаю. Я не вижу принципиальной разницы между бесконечными кружками и телевизором. И то и другое — внешнее «развлечении». На кружке дядя-тетя говорит ребенку, что делать, и он делает, а по телевизору ему что-то показывают, и он смотрит. И там и там у ребенка нет цели и даже возможности развлекать себя самостоятельно. Нет повода самому найти себе интересное дело и его реализовать. Нет необходимости в независимом самостоятельном мышлении.

В этом плане в той или иной мере все едино: телевизор, кружки, компьютерные игры, книги, музыка… Все это (при неразумном использовании) верный путь не иметь собственных тем для размышления…

И это очень плохо и опасно. На мой взгляд, конечно, не претендую на абсолютную истину.

Но я уверена в том, что ребенок (да и вообще человек) должен иметь свободное время, не распланированное заботливой мамой. Когда он может делать все, что захочет, или не делать ничего — это тоже важно…

Именно в такие моменты у ребенка начинает работать фантазия, просыпается креативная жилка… Он начинает придумывать игры, занятия, развлечения…

Ребенку нужно личное время!

На одном из форумов мне возразили:

Кружки — это и есть личное время 🙂 Если ребенку там нравится, конечно, а не мама заставляет.

А по вашему что такое личное время у ребенка в 7-8 лет, сидеть в комнате и тупо паровозик катать от стенки к стенке, или бесконечно куклу наряжать часами. Так такая активность может удовлетворить нормального ребенка в 3 года, но никак не в 7-8.

От этого и появляется нездоровая тяга детей к компьютеру-телевизору. Потому что у них очень сильна познавательная активность. Она им намного важнее, чем на диване полежать, глядя в стенку. А взрослые не дают им возможности ее удовлетворить.

Ради бога, кружки — это не личное время! Кружки — это время, когда надо делать то, что скажут, пусть даже интересное… И школа тоже… И выполнение домашнего задания… И занятия математикой с мамой…

Личное время — это когда тебе никто не говорит, что делать. Когда ты это решаешь сам!

Конечно, если ребенку полностью убить фантазию навязчивой заботой «чтобы всегда был при деле», то да… Только и остается, что катать паровозики, ходить в кружки, где скажут, что делать, или смотреть телевизор…

Если ребенок не знает, чем себя занять и скучает, то, на мой взгляд, это повод бить тревогу… Такого быть не должно.

Например, у Андрея с Кирой вчера было полчасика свободных, они вдвоем смастерили гномика. Сами придумали: Кира притащила пластилин, я застелила стол клеенкой и ушла. Потом мне показали уже конечный результат. Гномик из пластилина — не ахти какой подвиг, конечно, но они это сами сделали! Никто им не говорил, не советовал, не предлагал.

Из своего детства я помню, что как-то проснулась очень рано, часов в 5 утра, если не раньше… Разрезала какие-то старые джинсы и к 10 часам, когда мы с подружками пошли гулять, у меня уже был готов рюкзачок в форме сердечка с собственноручной вышивкой. Подружки обзавидовались и у нас пошла повальная мода на шитье рюкзаков и всяких фишек для них. Да, я была постарше, чем Андрей сейчас, но не намного. И у меня таки было это свободное время.

А еще я придумала несколько очень интересных игр, одну из которых я все хочу реализовать в «покупном» варианте (выпустить игру для продажи), а мне тогда как раз лет 7 было…

Я записывала аудиокниги. Я, правда, не знала, как это называется, но пыталась сочинять сказки и записывать их на магнитофон.

А еще я снимала кукольный мультфильм… Получилось стремно, но было интересно.

А когда я была в садике, я летом жила у бабушки, и там была небольшая компания девочек постарше года на два… То есть как раз младшешкольного возраста. Так вот они сами организовали спектакль «Золушка». Нарисовали декорации, сделали костюмы из каких-то скатертей и штор… Нарисовали пригласительные билеты, и весь подъезд пришел смотреть их выступление… Ну молодцы же!..

А один мой друг тоже в младшешкольном возрасте не верил в деда Мороза и хотел «запалить» родителей, когда они подарки будут под елку класть. И сделал из электронного конструктора сигнализацию на деда Мороза: если родители задели бы растяжку, то там что-то запищало бы…

А еще мы в детстве строили дома, сделали плот и плавали на нем по пруду, делали собственную озвучку компьютерной игры…

Это я все к чему?..

У детей фантазия безграничная. И занятий они могут придумать очень много самых разных… Но дайте им время и возможность!..

Зачем же их лишать шанса изобрести вечный двигатель?..

Пожалуйста, расскажите друзьям:

Опубликовать в Одноклассники

3 комментария: Дайте детям время!

  • Марина говорит:

    Интересную тему Вы подняли, Катя. Я согласна с Вами в том, что ребенку надо свободное время. Если почитать биографии известных людей, то становится очевидным, очень многие это свободное время имели. Например Энштейн, он мог в детстве часами слоняться по дому, размышлять о чем-то и при этом сколько открытий сделал. А те родители, которые загружают своих детей по самое немогу, по-моему недоверяют детям своим, они боятся чего-то плохого, чего возможно дети и в мыслях не имеют, но родители все равно боятся.
    Думаю, надо больше детям доверять, прислушиваться к ним и дать им возможность расслышать свой собственный внутренний голос.

  • Ольга говорит:

    Катя, интереснейшая тема!
    Я не совсем согласна с Вами насчет телевизора и кружков. Мне кажется между ними есть разница. Телевизор — это когда ты ничего не делаешь, только наблюдаешь. Кружки — это когда ты уже делаешь что-то, со-создаешь, участвуешь в общем процессе. Но это еще не полная свобода творчества и выбора.
    Я тоже считаю, что дети должны иметь кусочек (или кусище) своего собственного свободного времени. Да, это и свобода действий, и фантазия. Но еще мне кажется, что это важная практика жизни, когда ребенок учится делать собственный выбор, принимать решения, брать на себя ответственность за свое время, а в итоге за свою жизнь. Таким взрослым в будущем будет сложно манипулировать, он будет хорошо знать, что любит, что хочет.

    • Corneja говорит:

      Ольга, я согласна, что кружки и телевизор — это не одно и тоже. Я их сравнивала только в контексте «ребенок не сам решает, что делать».

      Я по-моему писала уже — у нас телевизора вообще нет дома… Как-то не сложились у нас с ним отношения 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2012. All Rights Reserved.