Почему «географ глобус пропил»: идея и смысл фильма

Образ Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков представляет собой сосредоточение самого дурного, невежественного, грубого и безнравственного, что есть в человеке. Данный образ олицетворяет собой главные людские пороки, которые для большего эффекта показаны в этом персонаже очень ярко, гипертрофированно.

После проведённой операции от милого, добрейшего пса не остается и следа. Уже в первые недели своей новой жизни Шариков удивительно быстро превращается в наглого, грубого, невежественного типа, который вместо благодарности и преданности каждый день преподносит профессору новые неприятности.

С каждым днем в Шарикове всё больше проявляются признаки Клима Чугункина, чьи семенники и гипофиз были пересажены в тело дворового пса Шарика. В нём начинают просыпаться самые омерзительные людские пороки: вульгарность, невежество, грубость, хамство, неуважение к окружающим, трусость, жадность. Но при этом в Шарикове сильна и звериная сущность, которая усугубляет эти недостатки. Ради достижения своих целей этот персонаж использует ложь, доносы, откровенный шантаж, угрозы и становится опасным для самого профессора.

Шариков служит живым олицетворением того, к чему могут привести попытки человечества вмешаться в законы природы, естественный ход истории. Будучи абсолютно безнравственным существом, Полиграф Полиграфович лишь отдалённо напоминает человека.

В образе Шарикова легко угадывается опасное социальное явление, зародившееся в послереволюционной России. В этот исторический период, по мнению Булгакова, к власти пришли так называемые «шариковы» — невежественные, жестокие и завистливые люди, которые безжалостно уничтожали всё самое лучшее в государстве, что создавалось на протяжении веков.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Собачье сердце»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Собачье сердце»

для самых компанейских —

Главные герои «Собачье сердце»

для самых занятых —

Читательский дневник «Собачье сердце»

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев

Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа

Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Смысл фильма

Картина хотя и пессимистичная по описанию, но способна поднять дух зрителю и вселить надежду на лучшее. Об этом с самых первых кадров говорит надпись «Счастье не за горами». Виктор Служкин, живя в гармонии с собой, находится в совершенно негармоничном мире, лишенном логики и смысла. Но он честен и не строит из себя святого, говорит открыто с подростками обо всем, не борется со своими слабостями, а принимает их, как есть. В итоге герой Хабенского меняет своих учеников к лучшему и меняется сам.

Режиссер Александр Велединский признавался, что его герой в фильме получился архетипичным. Это история о том, как простой человек отстаивает свой внутренний мир. На его долю выпадает самая сложная борьба, когда нужно вытерпеть, вынести и остаться самим собой.

А еще это фильм о любви. Служкин любит по-настоящему, давая свободу своей жене, сдерживая свою похоть по отношению к девочке-подростку. Суть фильма «Географ глобус пропил» в том, что под маской праздного выпивохи скрывается достойная уважения, сильная личность.

Агриппина Стеклова в роли Розы Борисовны и Константин Хабенский. Кадр из фильма.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Примечания

. Чинтио, Джиральди (Cinthio, Giraldi; 1504—1573) — итальянский ученый, гуманист и писатель, автор «Экатоммити» (сто рассказов — греч.).

. К сожалению, Ю.Ф. Шведов не включил в книгу целую главку, посвященную полемике Шекспира с представителями буржуазного направления в английской литературе и, в частности, скрытой полемической заостренности «Отелло» против пьесы Хейвуда «Женщина, убитая добротой». Эта главка помимо того, что помогает проникнуть в суть великой шекспировской трагедии, содержит наиболее полный из имеющихся в критической литературе анализ пьесы Хейвуда. Этот материал читатель может найти в диссертации Ю.Ф. Шведова «Эволюция шекспировской трагедии», стр. 415—447, 574—590. (См. прим. к стр, 174.)

. Скелтон, Джон (Skelton, John; род. ок. 1460—1529) — английский поэт, наставник принца Генриха, позднее короля Англии — Генриха VIII. В своем аллегорическом моралите показывает, как терпит урон Великолепие, символизирующее благородного принца, под влиянием неоправданной терпимости и дурных советников, и как оно затем возрождается Доброй Надеждой, Стойкостью и другими подобными персонажами.

. Наряду с раскрытием психологической и социальной сложности образа Брабанцио Ю.Ф. Шведов пытался установить и возраст персоналка. Изыскания, которые он не считал завершенными и поэтому не включил в книгу, привели его к выводам, что Брабанцио лет 50—55 и что он не такой почтенный старик, каким его обычно изображают в театре. Ориентировочно Ю.Ф. Шведов указывает и возраст Отелло, Дездемоны, Яго. См. диссертацию Ю.Ф. Шведова «Эволюция шекспировской трагедии», стр. 472—474. (См. прим. к стр. 174.)

. «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства на новом острове Утопии» — под таким названием в 1516 г. опубликована в Лувене «Утопия» Т. Моора.

. Хэклут, Ричард (Haklut, Richard; род. ок. 1553—1616) — английский священник, писатель, географ.

. «Shakespeare’s Library», Part I, vol. II, L., 1875, p. 282.

. См. «Итальянская новелла Возрождения», М., 1964.

. См.: А.А. Смирнов, Шекспир.

. «Итальянская новелла Возрождения», стр. 548.

. В.Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. IV, стр. 218—219.

. А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 625.

. A. Kernan, «Othello»: an Introduction. — Shakespeare. The Tragedies, ed. by A. Harbage, p. 83.

. A. Kernan, «Othello»: an Introduction. — Shakespeare. The Tragedies, ed. by A. Harbage, pp. 11—82.

. G.K. Hunter, Elizabethans and Foreigners. — «Shakespeare Survey», 17, 1964, p. 46.

. А. Смирнов, «Отелло». — У. Шекспир, Полн. собр. соч., т. 6, стр. 656.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. См.: М. Морозов, Шекспир, Бернс, Шоу, М., 19G7, стр. 121.

. D.B. Quinn, Sailors and the Sea. — «Shakespeare Survey», 17, 1964, p. 33.

. Shakespeare, The Tragedies, ed. by A. Harbage, p. 91.

. E.K. Chambers, Shakespeare. A Survey, pp. 220—221.

. См.: M.H. Curtis, Education and Apprenticeship. — «Shakespeare Survey», 17, p. 65.

. См.: Machiavelli. The Prince: An Elizabethan Translation, ed. by Hardin Craig, Chapel Hill, 1944.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. М. Монтень, Опыты, кн. I. М.—Л., 1954, стр. 295.

. Лопе де Вега, Собрание сочинений в 6-ти томах, т. 4, М., «Искусство», 1962, стр. 413. Перевод Т. Щепкиной-Куперник,

. J.F. Danby, Shakespeare’s Doctrine of Nature, p. 63.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. E.K. Сhambers, Shakespeare. A Survey, p. 220.

. Л. Пинский, Реализм эпохи Возрождения, М., 1961, стр. 32—33.

. Дж. Мэтьюз, «Отелло» и человеческое достоинство. — Сб. «Шекспир в меняющемся мире», стр. 208.

. G.K. Hunter, Elizabethans and Foreigners. — «Shakespeare Survey», 17, pp. 31—32.

. G.K. Hunter, Elizabethans and Foreigners, p. 51.

. A.C. Bradley, Shakespearen Tragedy, p. 157.

. Подробнее см.: Ю. Шведов, Трагедия Шекспира «Отелло», стр. 75—78.

. А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 90.

. Дж. Мэтьюз, «Отелло» и человеческое достоинство. — Сб. «Шекспир в меняющемся мире», стр. 223.

. A. Kernan, «Othello»: An Introduction — Shakespeare, The Tragedies, ed. by A. Harbage, p. 76.

. Цит. по переводу П. Вейнберга.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. Цит. по переводу М. Лозинского.

. «Итальянская новелла Возрождения», стр. 551.

. «Остужев — Отелло», М.—Л., 1938, стр. 34.

. A.C. Bradley, Shakespearean Tragedy, p. 148.

. «История английской литературы», т. I, вып. 2, стр. 46.

. J.F. Danby, Shakespeare’s Doctrine of Nature, p. 164.

. A.C. Bradley, Shakespearean Tragedy, p. 152.

. G.K. Hunter, Elizabethans and Foreigners, p. 41.

. R. Haklut, The Principal Navigations, vol. VIII, Glasgow, 1903—1905, p. 305.

. М. Монтень, Опыты, кн. I, стр. 266.

. Там же, стр. 271.

. Там же, стр. 273.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Характеристика героя

(К.С. Станиславский в роли Сатина, сцена из спектакля МХТ по пьесе М.Горького «На дне», 1902

В отличие от других Сатин уже не мечтает что-то изменить, понимает всю глубину и безнадёжность падения. Потому он весел, не скулит и не жалуется, к людям равнодушен: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется…» — значит, и нечего стыдиться их: живи как хочется.

Кажется, Сатин мало видит различий между ночлежкой и прочим — благополучным — миром. В ночлежке люди страдают от безделья, бесприютности, сознания своей никчёмности. В «благополучном» мире люди — рабы, рабы условностей, порядков, работы: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

Сатину надоело всё мироустройство — слишком однообразное, несправедливое, предсказуемое. Это проявляется символически в его игре словами: он любит произносить малоупотребительные слова, изменять их: «Надоели мне, брат, все человеческие слова… Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова…»

(Старая открытка с диалогами из пьесы «На дне» Горького

Сатин — герой-резонёр, перекочевавший из пьес классицизма в реализм. Горький, в ту пору — романтик, вкладывает в уста героя много высоких фраз, апофеоз которых: «Человек — это звучит гордо».

О каком человеке говорит Сатин? О Бубнове? О Насте? О Клеще? Вокруг него нет «предметов» для гордости и не о жителях ночлежки речь. Сатин говорит о другом — свободном и гордом человеке, который «за всё платит сам», «кто сам себе хозяин».

Высокие и — чего уж тут стесняться — пустые пока слова обращены в какое-то далёкое будущее. В Сатине — зачатки революционных настроений, ведь существующий мир и «человеки» для героя безнадёжны.

Похожие фильмы

  • «Доживем до понедельника», СССР, 1968. Это школьная драма Станислава Ростоцкого, освящающая проблемы взаимоотношений учителя и учеников. Идеи бессмертной картины актуальны во все времена.
  • «Общество мертвых поэтов», США, 1989. Джон Китинг — не обычный преподаватель. Попав в элитную школу, он посвящает своих учеников в тайное Общество мертвых поэтов, заставив их всерьез задуматься о жизни и своем месте в ней.
  • «Учитель на замену», США, 2011. Генри Барт — учитель, приглашенный на временную замену в школу для неблагополучных подростков. За короткое время ему удается найти контакт с учениками и придать смысл собственной жизни.

Автор статьи Павел Лебедев Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр — фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

Отличная статья!23Нет…2

Образ Порфирия Головлева

Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.

Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:

  • наигранной;
  • лицемерной;
  • эгоистичной;
  • холодной;
  • безразличной ко всему.

Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

Споры луки и сатина таблица

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову ложь.

Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Луной Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их, часто говорит неправду, Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма Лука заставляет Поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири

Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека в возможность ты его воскрешения при помощи веры

И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе Позиция Бубнова.

«А вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?». — говори, Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Он не понимает, зачем Луна обманывает обитателей ночлежки своими красивым историями, зачём жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой, вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука единственный кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что- то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» говори Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного ненавидящего людей человека Сатин преврати в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал. »), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

Таким образом, истинной в пьесе «На дне», с авторской точки зрения, становится правда Сатина, а правда Луки оказывается лишь промежуточной ступенью к настоящей правде. Горький отвергает жестокую правду Бубнова, но он и не принимает утешительства Луки, основанного на жалости к людям. Человек должен поверить прежде всего в себя — вот основная идея пьесы «На дне».

bolshoy-beysug.ru

Наши результаты

Проделав определенную работу, мы пришли к выводу, что на первый взгляд. Лука и Сатин — два противопоставленных друг другу персонажа,т.е. антиподы. Но на самом деле, они во многом повторяют друг друга, а в некоторых ситуациях даже поддерживают своего противника(оба сочувствуют Ваське Пеплу и пробуют помочь ему советом; оба понимают, в каком положении находятся ночлежники, но активного действия не предпринимают;оба довольны своей жизнью и не собираются ничего в ней менять). Более того, в разное время и отношение актеров,играющих этих персонажей,к трактовке их характеров менялось. От правдоискателя и правдолюбца к разглагольствующему бездельнику (Сатин).Лука же представал на сцене и как благородный утешитель, почти спаситель обездоленных, и как хитрый, лживый человек, и как милосердный страдалец, молящийся за души других.Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение.

Образ героя в произведении

Сатин — единственный герой, который способен оттолкнуться от «дна», чтобы выбраться на поверхность. В нём есть силы, просто он пока — в отличие от прочих — не хочет «подниматься».

Он единственный, кто не обманывается насчёт своего положения, не мечтает впустую и не презирает других из-за своих бед — он к ночлежникам просто равнодушен. К добровольной «миссии» Луки Сатин относится скептически: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!» Но Лука его заинтересовал: старец, подбадривая других, косвенно пробуждает в Сатине уже забытое чувство собственной значимости и силы.

Тогда и возникают эти монологи о свободе, гордости человека, о его безграничных возможностях, о желании творческого, а не рабского труда. Сатин говорит за Горького, выражает его романтические, пока воздушные и безосновательные, но побуждающие к жизни мысли.

Что-то в жизни должно измениться, чтобы такие, как Сатин, «оторвались» от дна, стали работать, созидать, а не просто обворовывать и обманывать людей.

Что?.. Устройство общества. Сатин завуалированно декламирует революционные лозунги. И его легко представить в рядах матросов, солдат, рабочих, которые разрушат привычный мир с его привычными словами.

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Вывод

В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Полиграф Шариков является ключевой фигурой, вокруг которой разворачиваются основные события. Отношение к этому персонажу весьма однозначно: несмотря на пережитые испытания, он не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Виной тому — глубокая безнравственность Шарикова, его нежелание и неспособность к позитивным переменам.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать простую истину — невозможно создать нечто прекрасное из некачественного, бракованного материала, какие бы усилия к этому ни прилагались. Цитатная характеристика Шарикова позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Curious-eyes
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: