Enemy Unknown (1994)
|
Baldur’s Gate (1998)
Ролевые игры — что это такое? Будучи в студенческую пору ярым поклонником фэнтези, ролевых игр и настольной D&D, я столкнулся с интересной особенностью жанра RPG. Человеку, с ним незнакомому, очень трудно объяснить, что же это такое. Даже если сузить рамки до компьютерных RPG (C-RPG), все равно разнообразие исполнения таких игр остается н …
Год выпуска: 1998Жанр: RPG / Isometric developer: BioWare CorporationИздательство: Interplay ProductionsТип издания: пираткаЯзык интерфейса: английский + русскийЛекарство: Не требуетсяПлатформа: PC Рабочий компьютер со звуковой платой, мышкой и установленной операционной системой Windows95 и более поздние версии.
UFO: Возмездие
«Возмездие» действительно многое унаследовало от своего прародителя. В игре присутствует как элемент неторопливого стратегического планирования, так и динамичные тактические миссии. Не подкачал и сюжет: он есть, он интересен, он подается очень специфическим образом, интригуя и привлекая игрока: на протяжении большей части игры хочется узнать — что же там дальше?
Игра рассчитана на длительное, с несколькими повторами прохождение. Первый раз, пройдя игру «как придется», небезынтересно начать игру заново, уже со знанием дела развивая полюбившиеся технологии, пробуя новые тактики, сочетания вооружений… А потом еще раз, делая упор не на технику, а на псионику… А потом еще раз… И еще…
В игре не существует ни «абсолютного оружия», ни гарантирующей полный успех линии поведения. Реально работают тактические моменты: на открытых пространствах, например, незаменима поддержка снайперов, в тесных коридорах помещений гораздо больше проку от «недалекого», но мощного крупнокалиберного оружия. Каждый игрок может выработать тактику «под себя», соответственно подобрать как персонал, так и вооружение.
Интерфейс игры несколько запутан, в особенности в стратегической части. Многие элементы управления неочевидны, трудно разобраться без системы подсказок, которые так легко сгоряча промотать (в особенности в самом начале игры, когда они особенно обильны и сильно отвлекают от собственно игры) и — увы! — к которым невозможно вернуться. Многие элементы управления разбросаны по различным вложенным друг в друга разделам, что усложняет доступ к ним.
Управление тактической частью тоже требует дополнительной настройки «по вкусу» и некоторого навыка. Многие моменты (например, принудительное перемещение камеры в случае некоторых событий, по умолчанию включенное) сильно раздражают.
В общем, интерфейс требует определенной привычки и навыка, причем довольно невразумительный «учебный курс» помогает мало. На освоение управления придется затратить некоторые усилия. Впрочем, создатели позаботились, чтобы время на это у игрока было: первые миссии не отличаются чрезмерной сложностью.
Современное поле боя. |
Сложно судить о том, какое будущее ждет эту игру. Так же сложно, как и полностью абстрагироваться от того, что она носит метку древней легенды: висящая за спиной тень X-COM, как это часто бывает, и приносит пользу, и вредит одновременно. Многие испытывают чувство ностальгии, столь же многие обиженно бурчат, что «это не та игра».
Да, это, действительно, не X-COM. Изменилась техническая база, изменились и запросы современного игрока. В любом случае, вряд ли «Возмездию» удастся повторить ошеломительный успех Enemy Unknown. Несмотря на то, что сама по себе игра, хоть и не лишенная некоторых недостатков, весьма и весьма неплоха.
Кстати, а как же неповторимый «дух UFO», нечто зыбкое, заставлявшее в свое время тогда еще молодых поклонников компьютерных игр сидеть ночи напролет… «Еще одна миссия… Вот, еще пару минут, я только взгляну, что там дальше, и — спать… Нет, еще на террор смотаюсь… Вот, все, сохраняюсь и… А-а! баттлшип! В погоню, немедленно в погоню!!!»?
Как ни странно, он, несомненно, присутствует. В таком похожем на «Возмездие» «Нашествии» его фактически не было, а здесь он чувствуется достаточно отчетливо. Вечная погоня за новыми технологиями, заботливо выращенные, ставшие такими родными бойцы. И летят бессонные ночи… «Наконец-то на склад поступили новые бронежилеты! Ну надо же их испытать… Одну миссию, сохранюсь — и спать… Ой, кто-то закончил обучение, теперь у меня в команде есть снайпер! Я только гляну, на что он способен… Как?! Каир атакуют?! У меня же там… В атаку!!!». Снова от глухой обороны к блистательной завершающей миссии, к ответному удару…
С момента выхода Х-COM прошло двенадцать лет. За это время было выпущено шесть продолжений, из них только Terror From The Deep смог хоть сколько-нибудь приблизиться к ней по популярности, остальные пять проектов (включая два несостоявшихся — семь) закончились весьма плачевно. До сих пор существуют версии Enemy Unknown, адаптированные уже под XP (а значит, игра пережила две канувшие в Лету платформы: DOS и WIN-9X). Компьютерный мир изменился до неузнаваемости. И вот… Да, я все-таки рискну сказать: впервые за десять лет у X-COM наконец появилось достойное продолжение, в полной мере использующее современные возможности и… И все-таки имеющее право считаться потомком игры, занявшей прочное место в истории компьютерного мира.
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 82% |
Экскурс в историю
Первый Х-COM: штурм корабля пришельцев в разгаре! |
Первая игра серии UFO была выпущена компанией Microprose в конце 1993 года и называлась X-COM: UFO Defence (в некоторых вариантах была известна как UFO: Enemy Unknown). Это была интересная смесь глобальной стратегии и тактического походового симулятора.
Игра произвела неожиданный эффект на пользователя. В двух словах его можно описать как «тихий шок». В нее играли запоями, проходя по нескольку раз, с нежностью выращивая свою команду от зеленых новобранцев до грозных ветеранов.
Во второй части действие переместилось под воду. |
Неудивительно, что спустя два года вышла вторая часть игры: X-COM: Terror From The Deep. На первый взгляд, изменения в ней были минимальны. Движок остался тот же, только теперь основные действия происходили под водой. Локации для миссий стали просторнее, дерево научных разработок увеличилось, противники стали крепче и злее. Казалось бы, что еще нужно настоящему фанату для полного счастья?
Однако «Террор из глубин» не произвел должного эффекта. Напротив, его восприняли весьма настороженно. Что-то неуловимое исчезло из игры. Быть может, разработчики просто перестарались с «улучшениями»: тот, кому хоть раз в жизни приходилось искать забившегося в какой-то угол и давно спятившего от страха акватоида по огромному четырехъярусному океанскому лайнеру, меня поймет. Хотя проект нельзя было назвать провальным, однако ожидаемого успеха он не снискал…
С уходом эпохи DOS оперативник X-COM сильно изменился. |
Год 1997-й, эпоха DOS сменилась эпохой WIN-95. Снова поклонники UFO замерли в ожидании: выходит X-COM: Apocalypse, долгожданное продолжение любимой игры. Разработчики обещают много новинок: теперь действие происходит в отдельно взятом городе, принципиально новый движок, новая графика, битвы в реальном времени… И — жесточайшее разочарование. Старые поклонники решительно отказались воспринимать новое творение Microprose как продолжение UFO: игра была откровенно слабовата.
Далее последовала долгая эпоха «брожения умов». Microprose выпустила X-COM: Interceptor и продала авторские права на серию другим фирмам. Interceptor имел мало общего с почтенным предком и не был воспринят всерьез. Последовавший за ним X-COM: Enforcer, выполненный зачем-то в жанре шутера, был расценен как плевок в душу, далее мелькнули и пропали так и не реализованные планы по выпуску еще двух игр: X-COM: Genesis и X-COM: Alliance. И наступила тишина…
Похоже, никто больше не хотел рисковать связываться с игрой, все продолжения которой оказались провальными. Однако в 2003 году храбрые люди нашлись. Фирма ALTAR Interactive сообщает о новом UFO, обещая, так сказать, возродить старую игру, используя современные технологии, а не издеваться над святыней. Проект имел название UFO: Aftermath, был издан в России фирмой 1С под именем «UFO: нашествие» и… особого успеха не имел. Игра, что ни говори, оставляла ощущение некоторой сыроватости, а отсутствие экономики и начисто переделанная тактическая часть больно ударило по ностальгическим воспоминаниям.
Вот мы и добрались до современности. Потому что в конце ноября вышло еще одно продолжение: «UFO: возмездие».