Hearts of Iron IV
Hearts of Iron IV– известная военная стратегия, которая виртуозно воскрешает в памяти события Второй мировой войны. Ни для кого ни секрет, что подобные игры могут уже «с порога» подавить новичка серьезными квестами, масштабами происходящего и перегруженным интерфейсом. Здесь же вас ожидает полная свобода действий и возможность воевать в рядах не только Красной Армии или Третьего Рейха, но и выбрать совершенно удаленную от фронта страну. Огромный простор для действий – вот отличительная черта проекта!
С чего начинать игру? Разумнее всего заняться экономической частью: постройте базу, найдите достаточное количество ресурсов, подготовьте достойную оборону. Только после этого можно смело ринуться в бой. И, конечно, проект радует тех, кто желает не только погрузиться в прошлое человечества, но и повлиять на ход истории.
Особенности проекта:
- варгейм получился зрелищным и масштабным;
- мощные спецэффекты;
- параллельно основным действиям можно активно развивать промышленность;
- игра нацелена на «думающую» аудиторию, которая не пропускала школьные уроки истории.
Проект получился действительно достойным, он максимально развязывает руки и позволяет влиять на дальнейшие события конфликта. Единственным минусом для новичка является интерфейс, некоторые опции могут ввести в заблуждение, вынуждая совершать нелогичные действия.
В бой ползут одни танчики
Бой начинается! Можно вызвать на поле боя три-четыре взвода из доступных, а потом выдвигаться на позиции. Бронемашины надо отправить в разведку, ведь радиус обзора у них существенно шире, чем у танков, и скорость выше. Танки на точку, артиллерия занимает позицию за лесом, а вот моторизованные соединения окапываются в лесу – у БТРов и БМП броня и оружие послабее, чем у танков, но в лесу можно выгрузить пехоту, которая там чувствует себя значительно лучше, чем в чистом поле. Пехоту с транспортом разделять нельзя, так что нужно следить за тем, чтобы отдавать приказ на перемещение, когда пехота уже внутри, иначе техника будет перемещаться со скоростью пехотинца.
Интересные игровые ситуации в Regiments возникают в основном из-за столкновений в бою множества разных боевых единиц, а не из-за особенностей ландшафта. Оврагов и ущелий нет, мостов и бродов, которые нужно было бы оборонять, нет, крупных индустриальных построек тоже нет. Есть только поля и леса. Я очень надеюсь, что авторы добавят и перепады высот, и какие-то узкие места, которые удобно было бы оборонять. Пока что карты почти полностью изотропны, за редким исключением кусков леса, хорошо подходящих для обороны.
Также разнообразие вносят некоторые геймплейные особенности. Заняв позицию в лесу, взвод через некоторое время получит бонус к обороне. Попав под мощный обстрел, вражеские войска могут запаниковать и отступить. Боезапас юнитов нужно периодически пополнять, для чего придётся отвести их на точку высадки. Обо всём этом нужно помнить и пользоваться, потому что, как было сказано выше, наклепать побольше танчиков и вкатать врага в газон не выйдет.
В любой момент можно поставить игру на паузу и раздать подопечным команды, а также почитать про их ТТХ. Показатели скорости, лобовой, кормовой и бортовой брони, радиуса обзора и боезапаса, а также информация о вооружении – эта информация поможет даже не очень опытному игроку быстро сориентироваться в ситуации. Искусственный интеллект весьма хорош, а возможность использовать паузу позволяет игроку сосредоточиться на тактике, а не на лихорадочном микроконтроле.
Company of Heroes 2
Эту стратегию в реальном времени мир увидел еще в 2012 год. Действия происходят в России, в Красноярском крае. Под маленьким городком Норильск существует лагерь, в который пребывает герой – НКВДшник по фамилии Чуркин. Ему необходимо встретиться с осужденным Львом, с которым прежде они вместе служили в Красной армии. Лев зол, обзывает Чуркина и начинает вспоминать события своего прошлого. Игровые сюжеты построены на этих воспоминаниях – о Сталинградской битве, блокаде Ленинграда, битве за Берлин и прочих.
Интересный интригующий сюжет, реалистичная графика и красочные экшн сцены. К тому же, развязка истории тоже непредсказуема. COMPANY OF HEROES 2 – очень кинематографичная игрушка, все события и заставки между ними смотреть очень интересно.
XCOM 2
Только представьте, что на дворе 2035 год. Не так давно человечество потерпело поражение в борьбе с инопланетянами, и теперь Земля стала одной из колоний крупной межгалактической корпорации. Пришельцы создали отнюдь не гостеприимные условия оккупации, и чтобы выжить, вам предстоит дать врагу отпор. Проект XCOM 2 крайне динамичен, так что скучать вам не придется.
Особенности игры:
- каждый из персонажей раскрыт полностью;
- конструктивные решения можно принимать непосредственно на глобальной карте;
- от одного вида инопланетян в жилах стынет кровь!
- тактические бои представляют собой нереально крутые и динамичные схватки не на жизнь, а на смерть;
- можно корректировать бойцов в специальном редакторе.
Игра имеет интересный сюжет и интересные миссии. Единственным минусом стала двусмысленная фраза «продолжение следует», которая то и дело всплывает по ходу игры.
Потенциал
А вот тут безраздельно царят компьютерные варгеймы. Настолки в принципе не могут побить важнейшее достоинство современных компьютеров — возможность моделирования сражений в реальном времени. Походовая структура игры, ставшая столь привычной варгеймерам, являлась когда-то лишь условностью, позволившей поставить игроков в равные условия. Сейчас, с развитием быстроты компьютеров, игры, казалось бы, должны отбросить этот атавизм. Однако нет — даже весьма консервативная система WEGO (когда стороны ходят одновременно) является малопопулярной.
К счастью, в последнее время ситуация несколько выравнивается. Combat Mission, Close Combat, Command Ops — все эти известные варгеймы работают в реальном времени. Надеюсь, со временем, данный формат станет доминирующим
Пресловутый «тайм-менеджмент» является крайне важной составляющей военного дела
Ещё одна грань потенциала, это эргономичность интерфейса и легкость управления юнитами. К сожалению, даже разработчикам-новаторам, зачастую, эти слова не говорят ничего, и игрокам приходится «воевать на два фронта» — против врага, и против интерфейса. В этом отношении, особых улучшений не наблюдается — спасибо хоть на том, что в варгеймах есть «горячие клавиши», хоть и не во всех.
От настольных варгеймов ждать прорывов не стоит. Их художественный инструментарий достаточно беден и хорошо исследован. Это, казалось бы, недостаток. Однако проработанность дизайнерских решений является и достоинством — хорошие разработчики настольных варгеймов всегда могут подчеркнуть именно тот аспект военных действий, который им требуется. Благодаря тому, что разработчики настолок не пытаются «объять необъятное», настолки выглядят более целостно, и могут более эффективно использоваться для понимания конкретных деталей боевых действий.
Количество
Настольные варгеймы здесь выглядят выгоднее — на рынке огромная масса варгеймов по всем мыслимым и немыслимым битвам и периодам, во всех масштабах. Практически любой более-менее известный конфликт представлен десятком-другим варгеймов разного масштаба, что уж говорить про мировые войны. Серии варгеймов могут отражать сразу несколько конфликтов, незначительно меняя правила для конкретного ТВД.
Battle for Algiers — варгейм, описывающий французскую контрповстанческую операцию в столице Алжира — г. Алжир в 1957 году.
Про состояние компьютерных варгеймов, думаю, читателям напоминать не нужно. Даже самые невзрачные варгеймы, вроде Time of Wrath и Panzer Command, обрастают верными фанатами просто потому, что у них нет особого выбора. Причины такого дефицита я уже рассмотрел выше.
Баги, тысячи их…
Как и полагается ранней версии игры, Regiments полна багами и скудна на контент. Впрочем, это не испортило впечатление от неё. Да, игра вылетела, когда я поменял настройки горячих клавиш. Да, игра вылетела, когда я нажал на кнопку, которая не работала. А ещё игра иногда вылетала просто так. Но это дело поправимое.
Та же ситуация со скудностью контента. Для теста доступна всего одна карта с одним режимом игры. Мало? Может быть. Зато на эту карту можно поставить огромное количество разных боевых единиц и смоделировать кучу интересных игровых ситуаций. Это дорогого стоит. Если ядро игры готово, разработчикам осталось доделать и отполировать игру.
Напоследок о грустном: к сожалению, мультиплеера в Regiments не будет. Разработчики говорят, что сделают его в Regiments 2, если первая часть понравится аудитории. Лично я желаю им успеха от всей души.
Приготовления
Перед игрой, перво-наперво, надо написать армилист (или «расписку») — список используемых юнитов и выбранных для них улучшений, которые чего-то стоят — обычно их стоимость оценивается в очках. Оба игрока (если не говорится обратного в сценарии) набирают юнитов на одинаковое количество очков, чтобы бой был более-менее сбалансирован. При этом зачастую используются дополнительные ограничения, чтобы нельзя было собрать себе армию сплошь из самых лучших юнитов фракции.
При сборке руководствуются теми сведениями и списками юнитов, что написаны в книгах правил, отдельных книгах фракций или прямо на карточках, которые продаются вместе с миниатюрами.
Считается приличным по меньшей мере купить миниатюры, записанные в армилисте, и хотя бы их склеить — а лучше по-нормальному оформить и покрасить. Использование замен допускается или только по дружбе, или если игрок хочет опробовать тактику, прежде чем собирать написанный армилист.
В начале игры соперники расставляются на своих сторонах стола, обычно на расстоянии в 10-15 сантиметров от края стола. Террейн расставляется или до, или после — обычно по особым правилам или каждый игрок поочередно ставит по одному из элементов ландшафта.
World of Warships
На экране монитора перед игроком открываются великолепные морские пейзажи, где балом правят боевые корабли. Сражение на воде априори поражает размахом и зрелищностью, данный проект не исключение. На боевой арене встречаются 24 корабля, до зубов оснащенных аутентичным оружием. Однако не стоит ожидать от игры излишней динамики, темп получился размеренным, можно спокойно созидать, продумывать и планировать. Каждый выстрел – это искусство, где игроки упражняются в ловкости.
World of Warships подразумевает плавность и филигранность в каждом движении. Геймплей может показаться откровенно «суховатым», но это не мешает наслаждаться красотой происходящего. Основным «козырем» проекта стала просто восхитительная графика и мощные боевые торпеды. А вот «сонный» режим ведения боя может испортить впечатление. Проект ориентирован на ценителей стильной визуализации и неспешного течения боевых действий.
Общие места
Сразу следует сказать, что Regiments – инди-проект: на странице студии на сайте Indie DB указан всего один разработчик. Масштабов и проработки уровня Wargame: Red Dragon ожидать не приходится. Однако из того, что мне удалось посмотреть, становится понятно следующее: авторы (или автор?) очень ответственно подошли к созданию игры. Не пытаясь впихнуть в неё всё подряд, они сделали так, что основные механики работали хорошо. Если у авторов всё получится, игра выйдет отличная.
Главное меню
В самых общих чертах Regiments представляет из себя типичную RTT: на карте расположены контрольные точки, которые игроку нужно захватить и удержать, за что он получает очки, которые может тратить для призыва войск на поле боя. Помимо этого, игроку доступны активные способности, например, дымовая завеса, залп артиллерии или разведка местности.
Популярные герои в варгеймах
Варгеймы предлагают игрокам множество героев, каждый со своей уникальной способностью и стратегией. Некоторые из них стали настоящими иконами в мире настольных игр.
Леголас – эльф-лучник из Властелина Колец, стал одним из самых популярных героев варгеймов. Он отличается высокой скоростью и точностью стрельбы, что делает его смертоносным для врагов.
Торин Дубощит – герой из вселенной Warhammer, является одним из самых мощных воинов в игре. Он обладает массивным топором, который может наносить серьезный урон врагам и защищать своих союзников.
Бластерз – персонаж из игры Star Wars: Legion, обладает мощными бластерными ружьями и способен стрелять даже при движении
Он может быть опасен как для противника, так и для своих союзников, поэтому требует осторожности в использовании.
Тираниды-воины – это настоящая армия живых существ из игры Warhammer 40,000. Они обладают огромной силой и регенерацией здоровья, что делает их очень трудными целями для противника.
Это только некоторые из популярных героев, которых можно встретить в варгеймах. Каждый игрок может выбрать своего любимого героя и разработать свою уникальную стратегию игры.
Стратегии игры в варгеймы
Варгеймы являются одними из самых увлекательных настольных игр, которые требуют от игроков умения составлять стратегии. Каждый игрок стремится превзойти своего оппонента, поэтому при выработке стратегии необходимо учитывать свои сильные и слабые стороны.
Одной из важных стратегий является правильный выбор юнитов и их позиционирование на поле боя. Необходимо учитывать силу и тип каждого юнита, а также армию и позицию противника.
Еще одна важная стратегия — это умение предсказывать действия противника и принимать меры к их предотвращению
Для этого важно следить за ходами противника и анализировать его действия
Также важно иметь в своем арсенале некоторые тактики и приемы, которые помогут добиться преимущества над противником. Например, использование укрытий, взлом обороны с помощью разведки, наступательная тактика и т.д
Наконец, одной из важных стратегий является умение быстро менять свой план в зависимости от действий противника. Стратегии игры в варгеймы — это не статичные правила, а гибкие инструменты, которые необходимо адаптировать в реальном времени.
Настольные варгеймы: краткая история
За XIX век, настольные варгеймы распространились по многим армиям мира, а с начала XX века ими заинтересовалась и более широкая публика. Герберт Уэллс, к примеру, опубликовал две свои книги: «Напольные игры» и «Маленькие войны». После Второй Мировой Войны, настольные варгеймы приобрели в США огромную популярность, немного спавшую к началу 90-ых годов.
Современный аналог того самого Kriegsspiel
С началом компьютерной эры, западные фанаты варгеймов начали программировать компьютерные варгеймы. С середины 80-ых годов варгеймы прочно поселились на жестких дисках пользователей. По механике, эти первые компьютерные варгеймы были неотличимы от настольных.
Территория бывшего СССР осталась в стороне от этого «бума варгеймов». Это привело к тому, что подавляющая часть жителей СНГ с варгеймами познакомилась только с началом компьютерной эры. Для многих жителей СНГ, первым варгеймом стал Panzer General в разных его версиях, для других — Steel Panthers или Close Combat.
Из-за такого «компьютерного перекоса», многие отечественные поклонники военной истории совершенно незнакомы с миром настольных варгеймов, который продолжает активно развиваться — растут продажи, количество игроков по всему миру, и проходят огромные выставки варгеймов.
Различия
Несмотря на то, что корни компьютерных варгеймов лежат именно в настольных варгеймах за 30 лет развития компьютерные варгеймы достаточно далеко отошли от настольных. Рассмотрим основные различия:
Как выглядит игра
Обычно в такой варгейм играют всего два человека — такие игры требовательны ко времени, и оно сильно увеличивается при большем масштабе и количестве участников.
Стандартная цель игры — уничтожить большую часть вражеских сил. Альтернативные варианты: уничтожить определенного юнита, занять доли игрового поля, захватить/удержать какой-то обьект. Этот момент сильно разнообразят сценарии.
Ходы передаются по очереди — в свой ход можно или сходить всеми доступными юнитами, или активировать одного и передать ход дальше, или использовать ограниченное количество очков действий. При этом ход обычно делится на фазы, в каждой из которых возможно сделать только определенные действия.
Юниты можно грубо разделить по целям, которые они должны выполнять на поле боя. Только в скирмишах практически все юниты действуют по отдельности — обычно они объединены в отряды, к которым можно присоединять отдельных персонажей и особо мощные или специальные юниты (транспортные машины, малые авианосцы, особо мощных воинов и т. д.).
Фракции в игре имеют ярко выраженные различия, преимущества и недостатки, помимо того что миниатюры используются разные. За счет разных юнитов и уникальных плюшек зачастую невозможно играть за разные фракции по-одинаковому.
Возможные активные воздействия на противника обычно сводятся к ближнему бою, стрельбе и особым штучкам (магия, хакерство, какие-нибудь специальные генераторы или еще что-то в таком духе). Из всех них самым простым является стрельба — во всех остальных воздействиях правила на порядок сложнее и замороченней.
Из пассивных воздействий — свойства расы и юнитов, которые могут (к примеру) понижать параметры противника или заставлять его перебрасывать удачные броски на некотором расстоянии от определенных фигурок.
Кроме того, на ход игры очень сильно влияет ландшафт (чаще называемый «террейном») — начиная от обыкновенных дорог и заканчивая различными постройками.
Редактирование
Чтобы «влезть» в движок компьютерного варгейма, нужно хорошо знать или язык программирования, или же редактор, поставляемый с игрой (который, зачастую, обладает своим языком программирования). При использовании редактора далеко не все аспекты компьютерного варгейма поддаются редактированию — очень редко можно добавить в варгейм какую-то свою переменную. Чаще всего приходится действовать в рамках исходной игры, лишь меняя её отдельные показатели, де-факто, создавая не улучшенную версию, а лишь ещё один сценарий. Чтобы серьезно вмешаться в движок, нужно влезть в ядро игры, что, зачастую, нарушает авторские права и мешает дальнейшему распространению «модов».
Настольные варгеймы можно редактировать как угодно. Поскольку правила существуют только на бумаге, игроки вольны игнорировать любые аспекты правил, или же вводить т.н. «домашние правила» (в некоторых играх есть даже список таких «опциональных правил»). Это позволяет, как упрощать систему для простоты освоения, так и усложнять её, вводя боле детализированные правила. Большим недостатком, в этом отношении, является карта. Поскольку она выполнена на огромных листах качественной бумаги (а то и на твердых картонных подставках — т.н. «mounted boards»), создать новую карту весьма сложно именно из-за необходимости распечатки.
OCS: Case Blue. Представьте этот варгейм на нескольких столах, и учтите — вам нужно будет самим расставить все фишки, и вручную передвигать их.
Помимо этого, все серьезные настольные варгеймы проходят длительный период тестирования — доходит до нескольких лет. Правила игры оттачиваются, все лишнее убирается, а недостающее — добавляется. В итоге, большинство серьезных настольных варгеймов — совершенно законченный продукт. Большинство «настольщиков», перед тем, как вводить в игру новые правила, сначала стараются понять старые, и, зачастую, к ним привыкают. Поэтому, хотя возможности редактирования настолок ничем не ограничены, этот потенциал используется мало — игроки лишь вводят\убирают отдельные правила, и очень редко серьезно меняют игру.
Простота игры
И настольные и компьютерные варгеймы несовершенны. С одной стороны, для компьютерных варгеймов не нужно искать свободное место на большом столе, читать огромные правила, часами расставлять фишки в соответствии с игровыми правилами — всё это можно сделать за несколько секунд, просто запустив ярлык на рабочем столе. Даже оппонент иногда не нужен — его заменит AI. С другой стороны, удобство управления юнитами зачастую отсутствует — разработчики варгеймов редко заботятся о пользователях, заставляя их совершать лишние действия, залезать глубоко в таблицы и терять энергию на борьбу с интерфейсом.
Panzer Campaigns — один из чемпионов в номинации «Варгейм с самым неинформативным интерфейсом».
Ещё один недостаток компьютерных варгеймов — их недолговечность. Да, цифровая информация не старится, её можно бесконечно перезаписывать и, теоретически, она бессмертна, в отличие от картона настольных варгеймов. Но постоянное обновление операционных систем и «железа» заставляет компьютерные варгеймы устаревать буквально за 10 лет. Сейчас уже невозможно запускать большинство игр, созданных в 1990-ых, без установки эмуляторов старых операционных систем. У настольных варгеймов такая проблема отсутствует в принципе.
В эргономическом плане, настольные варгеймы ограничены технически. Невозможно снять с игрока необходимость постоянного чтения правил, длительной (доходящей до нескольких часов) расстановки фишек на нескольких игровых столах одновременно, и крайне неприятной процедуры управления большими юнитами – из-за того, что разработчики стараются уместить на картах много гексов, сами гексы (и картонные фишки) маленькие. Поэтому для некоторых игр просто необходим пинцет.
Зато визуально настольные варгеймы крайне эргономичны — вся нужная информация представлена сразу, а карту можно охватить одним взглядом, не играясь с масштабом, как в компьютерной игре. К сожалению, настолки имеют ограниченный потенциал роста — им просто некуда расти, в то время как компьютерные варгеймы обладают неисчерпаемым потенциалом улучшения интерфейса. Может быть, когда создадут-таки электронные игровые доски для виртуальных очков, можно будет совместить несовместимое…
Популярные англоязычные ресурсы для настольных варгеймеров
ConSimWorld — считается самым «хардкорным» форумом по настольным варгеймам. И в самом деле — там идут наиболее содержательные и активные дискуссии, часто появляются разработчики варгеймов, которым можно задать вопросы по правилам или их проектам. Самое интересное, что разработчики оперативно и подробно на эти вопросы отвечают.
Но всё это нивелируется омерзительной системой навигации. Для каждого варгейма\серии варгеймов там есть только одна тема. Это приводит к тому, что в темах популярных варгеймов накапливаются десятки тысяч сообщений без какого-либо упорядочивания: ААР-ы, обсуждения правил, инсайдерская информация и информационный мусор идут бок о бок. Но и это ещё не все — по непонятным мне причинам, администратор сайта отключил поиск по сайту с использованием Google. Теперь там работает только внутренний поисковик.
Тем не менее, «хардкорщики» стоят на своем: «самое интересное — только на ConSimWorld».
BoardGameGeek — смесь базы данных, социальной сети и форума. Обладает огромной базой данных по настольным играм (не только варгеймам). Примечателен он своей удобной системой навигации — каждая игра обладает множеством тегов, несколькими форумами, и весьма активными участниками. На каждый вопрос по более-менее популярному варгейму отвечают в течение нескольких часов. Иногда появляются и разработчики. Также присутствует «общий форум», где не только болтают о погоде, но и анализируют и сравнивают различные настольные игры.
Но, поскольку настольные варгеймы составляют лишь часть игр BoardGameGeek, среди варгеймеров сайт пользуется репутацией «казуального». Здесь я не могу согласиться с «хардкорщиками» — какой прок в ценной информации, если её невозможно отыскать?
Total War Saga: Thrones of Britannia
Вдохновленные мрачным сеттингом Средневековья, разработчики не поскупились на создание атмосферного проекта в жанре военной стратегии. С первых секунд вас ожидают кровопролитные жестокие схватки, средневековые болезни, голод и прочие лишения. Примечательно что рядом с серьезными военными кампаниями протекает мирная жизнь с рутинным построением экономики. Большинство критиков отмечают, что механика и все характерные черты игры перекочевали из предыдущей части франшизы, а сам проект не имеет собственной уникальной «души». Так ли это на самом деле, вы сможете понять по ходу игры.
Frontline: Road to Moscow
Увлекательная пошаговая стратегия по мотивам военных лет. В этой игре про Вторую мировую войну присутствуют свыше сотни различных подразделений, можно вести бои на суше, на воде и в воздухе. Главная цель – Москва. Пользователю предстоит командовать немецкой армией и привести-таки ее к победе над несокрушимой Россией.
Много карт и большое разнообразие игровых миссий. К примеру, нужно найти и вернуть важные документы или захватить небольшой населенный пункт. Игра очень интересная, сюжет захватывает и просыпается настоящий азарт.
Всего существует двенадцать основных сценариев развития сюжета, разработанных по мотивам реальных событий прошлого. Что касается боевых действий, то разнообразие большое – предстоит свыше сотни различных боев. Есть реальные карты территорий, которые нужно захватить, основанные на мечтах Гитлера.