Пик славы пройден
В конце 90-х и начале 2000-х годов казалось, что жанр immersive sim – это будущее, то есть очевидный пример того, что будет, если объединить 3D-окружение, убедительную физику и постоянно улучшающийся ИИ. Но такие игры почти никогда не разлетались с магазинных полок. После провала третьей части Thief и второй Deus Ex студия Ion Storm закрылась. Компания Looking Glass Studios, ответственная за выпуск System Shock, Ultima Underworld и первые две части Thief, к тому моменту уже успела обанкротиться. Жанр immersive sim на несколько лет пропал с радаров.
Несмотря на общественную любовь к играм вроде Deus Ex, продавать их довольно трудно. Жан-Франсуа Дугас, ведущий разработчик франшизы Deus Ex на студии Eidos Montreal, говорит, что тяжелее всего убедить продюсеров выделить деньги на создание проектов, в которых игрок может сворачивать с заранее прописанных маршрутов.
«Нужно осознать и принять тот факт, что вы создаёте уйму материала, который попросту пройдёт мимо большинства игроков», говорит он. «Поскольку вы создаёте возможности при помощи игровой механики и манеры повествования, вы понимаете, что вам придётся жертвовать качеством того или иного элемента. Остаётся полагаться только на суммарный эффект, на общий опыт прохождения, который получит игрок. В качестве примера можно привести серию GTA.
Если смотреть на каждый её элемент в отдельности, то видно, что они далеко не лучшие в индустрии, но то, что игрокам предлагает сумма этих элементов, превзойти практически невозможно. Тем не менее, убедить свою команду и руководство вложить деньги и усилия в разработку того, что большинство игроков не увидит, – это настоящий подвиг», усмехается он.
Гонконг из Deus Ex, полный деталей и интересных элементов.
Спектор же не согласен с тем, что издателей трудно убедить продавать игры жанра immersive sim. «Честно говоря, я не замечал в этом особых сложностей. Это ведь не какой-нибудь новомодный жанр, с которым публика ещё не знакома. Immersive sim – это в первую очередь экшн-игры, и многие прекрасно это понимают. Просто дело в том, что здесь сами игроки решают, какого рода экшн им нужен и в какой момент. Это не сложнее, чем продавать любую другую игру!»
После закрытия студий Looking Glass и Ion Storm в индустрии по-прежнему ощущалось влияние immersive sim-игр, поскольку люди, работавшие над ними, привносили похожие идеи в Oblivion, Fallout 3 и BioShock. Философия жанра immersive sim отчётливо прослеживается в STALKER, Pathologic и ранних проектах компании Arkane Studios – Arx Fatalis и Dark Messiah of Might & Magic.
В 2011 году вышел приквел Deus Ex от студии Eidos Montreal – Deus Ex: Human Revolution, выполненный по всем канонам жанра immersive sim и обладавший к тому же громким названием. Всего за месяц было продано 2.18 миллионов копий. Спустя год Arkane совместно с Bethesda выпустили Dishonored, духовного преемника Thief. Данный проект пользовался огромной популярностью. Обе игры обзавелись сиквелами, а Arkane решила отдать дань уважения System Shock, выпустив Prey. Это ознаменовало возрождение жанра immersive sim. Однако стартовые продажи Mankind Divided значительно уступали показателям Human Revolution. Судя по всему, разработку новых частей серии временно приостановили, а представители Eidos Montreal сообщили, что «пока не готовы» отвечать на вопросы, связанные с дальнейшей судьбой серии и выходом новых частей Deus Ex.
Дженсен так старался и сделал так много. Но в конце концов…
Есть несколько причин, которыми можно объяснить низкий уровень продаж Deus Ex: Mankind Divided. Игра вышла лишь спустя пять лет после прошлой части. Внедрённые в неё микротранзакции и система предварительного заказа не понравились многим игрокам, и хотя обзоры от критиков были по большей части положительными, многие отметили, что игра получилась короче, чем Human Revolution, и имела слабую концовку. Но другие immersive sim-игры от Arkane подобных проблем не имели, однако их продажи тоже оставляли желать лучшего.
Возможно, Dishonored 2 не стала однозначным хитом из-за багов, присутствовавших в игре в первые дни, хотя история видеоигр знает немало примеров забагованных проектов, раскупавшихся поразительными темпами. Взять, к примеру, Car Mechanic Simulator 2018, которая до сих пор находится в топ-25 сервиса Steam по продажам, и это несмотря на то, что игра полна багов.
В своё время жанр похоронили две коммерчески неудачные игры – Deus Ex: Invisible War и Thief: Deadly Shadows, после чего immersive sim-игры ушли в подполье на несколько лет. Неужели нас ждёт повторение этой ситуации?
Deus Ex: Invisible War
Вторая часть игры серии Deus Ex вышла в 2003 году и вышла более чем интересной, поскольку разработчики, отталкиваясь от предыдущей части, попытались ее усовершенствовать и в итоге вышла настоящая мешанина из разных игровых жанров, завлекающая игрока на многие часы прохождения.
В отличии от первой игры, концовка которой для простоты переноса просто была объединена и выведена к единому началу для второй части, вторая часть дает полную свободу выбора той или иной враждующих сторон, которые представлены в виде 3-х фракций, которые никак нельзя однозначно отнести ко злу или к добру, поскольку каждая из них лишь движется к своей цели, в конце которой имеются как хорошие, так и плохие стороны.
Концовок у игры ровно 4-ре и выбор стоит только за игроком, а то, какая из сторон может к концу игры просто исчезнуть, тоже зависит от игрока. Выбор в игре представлен во всем разнообразии. Даже начало игры теперь позволяло выбрать пол для главного героя, чего создатели не смогли добиться в первой части из-за недостатка места на CD-дисках.
Подводя итоги для второй части стоит отметить, что она действительно хороша, поскольку смогла перенять все лучшее у первой и привнести что-то свое. Хоть многих и расстроила невозможность переноса сохранений, что в то время, пожалуй, было лишь несбыточной, но, все же, мечтой – игра все смогла порадовать поклонников жанра научной фантастики и серии игр Deus Ex.
Deus Ex
Первая часть вышла в далеком 2000 году и стала одной из популярнейших игр своего времени, не раз удостоившись звания «Игра года». Вызвана такая популярность отчасти неплохим сюжетом, но большей тому причиной послужила новизна всего происходящего на экране, ведь увидеть настоящий киберпанк на своем компьютере в 2000 году было огромным счастьем для тех игроков.
Игроку, в лице главного героя, предстоит выступить в роли спецагента антитеррористической организации, основная задача которой – борьба с новыми проблемами, коих, в новом мире огромная куча. В мире игры творится множество страшных вещей – от набравших силу террористов, до ослабления управляющей власти стран под давлением корпораций – а над всем этим нависает огромная угроза жуткой смертельной болезни под названием «Серая смерть».
А сюжет самой игры начинается с настройки собственного персонажа – выбора имени, внешности и распределения начальных очков опыта. После чего вы вступаете в ряды антитеррористической организации и должны в дальнейшем выяснить, как связана «Серая смерть» с террористами и какую они на самом деле преследуют цель. На выбор для игрока доступны несколько концовок, которые определяет выбор, сделанный в финале игры.
В общем и целом, игра уже достаточно сильно устарела, однако пройти ее ради интереса вполне можно, поскольку неплохие сюжетные моменты и интересная визуализация киберпанка на том уровне графики – способы если не удивить, то хотя бы заинтересовать.
Deus Ex: Human Revolution
Третья часть серии игр Deus Ex вышла в 2011 году и смогла не только напомнить игрокам об этой серии спустя 8 лет перерыва, но и дать пинка играм, пытавшимся некогда ей подражать. Игра вышла настолько отличной и интересной, что даже люди не слышавшие об этой серии игр стали ярыми фанатами игры – конечно большую роль сыграла маркетинговая компания, однако заслуги самой игры отрицать было бы глупо.
Игра, по сути своей, вышла отличной как в плане сюжета, так и в плане графики – отличительной чертой стало оформление городов будущего с неоновыми лампами золотистого и прочих цветов. Игроку предстояло не только окунуться в футуристичный мир игры, но даже предстояло погулять по футуристичному городу, где чуть ли не за каждым углом можно было найти что-то интересное, начиная от околосюжетных заданий и заканчивая расположением враждебных банд и их тайников.
Кроме того – игроку предоставляется выбор в плане прохождения, ведь игру можно проходить скрытно, стараясь никого не убивать и лишь оглушая противников(впрочем это не всегда возможно, но мир – штука безжалостная, что поделать), а можно валить все на право и на лево, вооружившись не только передовым огнестрельным оружием, но и различными телесными модификациями.
Сюжет же повествует нам о том, что происходило за 20 лет до начала оригинала — о мировых заговорах, террористах, нечистых на руку корпорациях и о выборе главного героя – и все это настолько хорошо и изысканно смешанно, что сюжет действительно завлекает пройти игру не один раз, чтобы попробовать разные концовки и изучить побольше интересных мест.
Игра, в общем и целом, была воспринята игроками с огромной радостью и стала одной из лучших в то время – немало порадовала и возможность выбора в сюжете, благодаря чему, может, концовку и не изменить, зато можно получить некоторые преимущества в виде полезной информации или снаряжения.
Концовок у игры целых 12 – в 4-ех вариациях направления и 3-ех оценках для каждой вариации. В точности неизвестно, как заслужить ту или иную концовку для той или иной вариации, но ясно одно – чтобы заслужить хорошую, нужно быть человеком.
Deus Ex Go
Следующей по хронологии сюжета, в 2016 году, вышла игра Deus Ex Go, которая являлась такой-же мобильной игрой, как и предыдущая.
Однако, несмотря на мобильность – игра получилась достаточно неплохой и не подверглась столь высокой критике, как предыдущая. В основном это вышло благодаря тому, что игра не пыталась как-то подражать предыдущим сериям, а была минималистичной интересной головоломкой, сюжет которой развивался в хронологическом порядке после Deus Ex: Human Revolution и перед следующей в серии.
В целом игра, как и все остальные игры серии головоломок GO, представляла из себя головоломку, где игроку в роли Адама Дженсена предстояло красться через противников пошагово по минималистичной маленькой карте, а целью игры было – достичь определенной точки на карте, за наименьшее количество шагов.
Сюжет игры довольно прост – главному герою нужно спасти некоего важного человека. Хоть игра и не отличалась особо интересным сюжетом и прорывной механикой – игрокам она вполне понравилась, хотя и вызвала у авторитетных критиков вопросы по поводу минималистичности и сюжета
Deus Ex: Mankind Divided
В 2016 году вышла заключительная игра в серии Deus Ex, которая погружает игрока в мир игры спустя 2 года после событий, описанных в Deus Ex: Human Revolution и за 23 года до начала событий в оригинальной первой части Deus Ex.
Разработчики очень многое сделали для того, чтобы превратить игру в настоящий шедевр от мира Deus Ex и в некоторой степени у них это получилось. Например – игра стала в разы более гибкой и теперь позволяла не только выбирать, как именно пройти сюжетный квест – скрытно или с боем, но позволяла пройти игру вообще без убийств каких-либо персонажей и в том числе боссов. Порой, некоторые сюжетные квесты можно пройти при помощи простой дипломатии, разговаривая и убеждая других людей.
В целом игра вышла отличной – была переработана система прокачки и были созданы несколько дополнительных видов встроенного оружия и защиты, а также были переработаны и пассивные и активные навыки, которые в полной мере настраивались и могли помочь «настроить» персонажа под собственный стиль игры.
В сюжетном плане игра повествует нам о том, что после событий предыдущей игры, когда все аугментированные люди под действием чипов стали безумствовать и убивать других людей, они, аугментированные люди, подверглись жесткой дискриминации, поскольку другие люди, боясь повторения инцидента, старались подавить опасность в зародыше, прибегая даже к крайним мерам. Все это, естественно, привело к социальной нестабильности и вызвало теракты, с которыми и предстоит разобраться главному герою.
Игра вышла достаточно хорошей и игроками была воспринята на ура. Опечалило лишь то, что теперь большая локация была лишь одна, однако – и на ней хватало побочных квестов, которые в той или иной мере влияли на прохождение.
Если материал оказался полезным, тогда поделись им с друзьями в соц. сетях:
Пример HTML-страницы