7/10 «Ахиллес: нерассказанные легенды»
Доступно на ПК в раннем доступе.
Ахиллес: Нерассказанные легенды— это ролевая игра в стиле Souls, действие которой происходит в великолепном мире, вдохновленном древнегреческой мифологией и легендами. Играя за знаменитого греческого воина Ахилла, игроки сражаются с другими воинами и гигантскими мифологическими существами в затяжной войне между Аидом и Аресом. Игрокам предстоит исследовать ландшафты от осажденного города Той до глубин Тартара.
Как и в других ролевых играх, игроки могут формировать свой стиль игры, используя подробное дерево умений и систему создания оружия, улучшая существующее оружие или создавая совершенно новое и мощное. Души, которые они собирают у умерших, можно использовать в Аиде’ Святилище, чтобы повысить их характеристики и разблокировать новые способности, добавляя уникальный элемент игрового процесса.
От завоевания Греции до Октавиана Августа
В 146 году до н. э. Спарта была не тем полисом, каким была в Классическую эпоху. После 192 года до н. э. в городе окончательно исчезла царская власть. Правительством Спарты были коллегия пяти эфоров и герусия (совет старейшин). С того же времени Спарта не контролировала Лаконику (область на юго-востоке Пелопоннеса), города которой образовали Лаконский союз.
Годы после Ахейской войны были времен возрождения в Спарте традиционных порядков. Спарта постоянно контактировала с Римом, в городе было даже построено здание для прибывающих в город римских должностных лиц. Отдельные знатные семьи поддерживали личные связи с римским нобилитетом. Например, в 70-е годы до н. э. Спарту посетил молодой Цицерон. В городе он остановился и завязал дружбу со спартанским гражданином по имени Филипп.
В I веке до н. э. Греция стала полем боя сначала между Римом и Понтом, потом — между римскими полководцами. Вскоре после начала I Митридатовой войны спартанцы обновили кирпичные стены вокруг города. В 88 году до н. э. в Лаконике высадились войска понтийского царя. Спартанцы дали им бой, но были разбиты. После этого Спарта вынуждена была стать союзником Понта. Ее поведение отличалось от позиции членов Лаконского союза, которые активно помогали Митридату.
Во время войны между Цезарем и Помпеем спартанцы поддержали последнего. В 48 году до н. э. их отряд сражался в битве при Фарсале. Историк Аппиан пишет, что спартанцы сражались «под командованием своих басилеев». Вероятно, он имел в виду, что воинов Спарты вели в бой их собственные, а не римские командиры.
Когда Октавиан и Марк Антоний воевали в Греции против Брута и Кассия, спартанцы поддержали наследников Цезаря. Это решение потребовало от них смелости, потому что Грецию контролировал Брут. Узнав об этом, убийца Цезаря в гневе пообещал отдать пелопонесский город на разграбление своим воинам. Этому не суждено было случиться, потому что Брут и Кассий проиграли и погибли. Тем не менее, поддержка Октавиана дорого обошлась спартанцам — их 2-тысячный отряд полностью погиб в решающей битве при Филиппах. Октавиан и Антоний оценили верность спартиатов и передали их государству город Дентелиатис и его землю.
В 40 году до н. э. из Рима, спасаясь от Перузинской войны Октавиана с Антонием, в Спарту бежала супружеская чета Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзиллы с маленьким сыном. Клавдии были традиционными покровителями Спарты, и эти события придали этим отношениям новый импульс.
Ливия и ее сын Тиберий. (wikipedia.org)
Через два года, в 38 году до н. э., у Ливии Друзиллы появился новый муж — Октаван Август. А ее сын, бывший с ней в Спарте, позднее станет преемником Октавиана и войдет в историю как принцепс Тиберий.
В 31 году до н. э. Греция вновь стала полем боя, теперь между Октавианом и Марком Антонием. Последний контролировал большую часть Греции, где только Спарта и Мантинея сохранили верность пасынку Цезаря.
Спарта участвовала в римских войнах не только ополчением. Хотя город формально был свободен, спартанцы регулярно выплачивали римлянам деньги для ведения войны в Греции. Выплата денег зачастую ложилась на плечи состоятельных спартанцев. Требования денег привели к возрождению в Спарте монетного двора — 30-ми годами до н. э. датируется множество спартанских монет. Их чеканили для выплаты денег Марку Антонию — ряд монет, выпущенных в 39−37 годах до н. э., содержит имя Луция Семпрония Атратина, соратника Антония и пропретора в Элладе.
Сущность полиса
Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община
Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис
Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.
Фундамент храма Зевса в карийском полисе Алабанда. (Wikimedia.Commons)
В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.
Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.
Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.
Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.
Фаланга гоплитов. (Wikimedia.Commons)
В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.
Спарта: Война Империи
Стратегическое мышление очень пригодится в этой браузерной игре. Для неё характерна масштабность боевых сражений. Если вы любите эпичные битвы – это развлечение для вас. Управляя сыновьями Спарты, вы сможете выигрывать сражения и расширять подвластные территории.
В начале процесса вы должны выполнить задание. Эта работа поможет понять основные принципы добычи ресурсов. Фактически, вы проходите обучение, за которое ещё и получаете награду – стартовый капитал.
Схема игры стандартна. Вы получите территорию, которую нужно развивать. Для этого добываются ресурсы, возводятся укрепления и хозяйственные постройки. Тренировка войск займёт много времени. Вы получите возможность договариваться с соседними ИИ-полисами. Только так можно получать крутые юниты.
Вам решать, кем быть в игре: воинствующим предводителем или мирным дипломатом, или торговцем. Вы можете возглавить объединённое войско или войти в состав союза миролюбивых держав. В любом случае, масштабность игры позволит развивать глобальные замыслы.
NyxQuest
Главная героиня NyxQuest, Никс, согласно древнегреческой мифологии, является физическим воплощением ночи. Ей удается подружиться с Икаром, когда он пролетает через ее царство, а когда он исчезает, Никс отправляется на его поиски по живописным греческим местам.
Волшебная обстановка и дизайн окрестностей, кажется, были взяты непосредственно с рисунков и картин того времени. И пока Никс путешествует по захватывающему миру, сражаясь с мифическими монстрами вроде Гидры и используя свои особые способности (стрельбу мощными лучами, телекинез и управление ветром), она встречает многих знаменитых богов-олимпийцев.
Age of Mythology и Age of Mythology: The Titans
Дата выхода: 2003 год.
Жанр: стратегия в реальном времени.
Age of Mythologies — это стратегическая игра, которая переносит игрока в древние времена, когда герои сражались с мифологическими монстрами. Игра основана на мифах и легендах Древней Греции, Древнего Египта и норвежских викингов. Чтобы достичь наилучших результатов и победить врага как можно быстрее, игроки могут выбрать не только исторический путь развития этих трех великих цивилизаций (греков, египтян и скандинавов), но и доступных мифических существ, таких как минотавры, кентавры, фениксы и валькирии.
Как и во многих других RTS, речь идет о строительстве городов, использовании ресурсов, создании армий и уничтожении вражеских армий и городов. Игрок должен провести свое племя через различные «эпохи»: архаическую, классическую, героическую и мифическую. Чтобы перейти в новую эпоху, необходимо отдать определенное количество ресурсов главному зданию — центру города. По мере продвижения к следующей эпохе открываются новые юниты и строения.
Will Rock
Дата выхода: 2003 год.
Will Rock — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица. Мощный оползень открыл ворота потерянного Олимпа, мифологической империи древних греков. Местные студенты быстро вербуют американского археолога по имени Уилфорд Рокуэлл, чтобы вместе с доктором Хедрингом и его дочерью Эммой открыть дверь в Потерянный Олимп…… Ничего не подозревающая компания согласилась. Но они не знали, что эти студенты принадлежат к культу, который хочет вернуть к жизни древних богов.
В игре 10 уровней, которые можно проходить как в одиночном, так и в кооперативном режиме. Многие критики отмечали большое количество врагов. В определенные моменты игры игрок может быть атакован разными врагами с разных сторон одновременно. Почти все враги (кроме летающих) всегда появляются внезапно; они очень громкие и внезапные, что может легко напугать и сбить с толку. В игре есть много дверей, ведущих из одной части уровня в другую, а иногда вам придется передвигаться под водой.
Spartan
Дата выхода: 2004 год.
Legion III: Gates of Troy — это историческая стратегия-кампания от разработчиков History of Empires и Legion, посвященная Троянской войне. Пять аспектов геймплея: Торговля, дипломатия, исследования, строительство и бой. Девять игровых сценариев: Троянская война, Ионическое восстание, Горячие ворота, Греческая колонизация, Предыстория, Великая кампания между Римом и Персией и др. Пять уровней сложности. 19 героев Троянской войны в качестве полководцев, включая Париса, Ахилла и Менелая. 62 типа боевых единиц, 8 категорий войск. Исход сражений зависит от выбранной тактики, опыта и баланса сил.
Случайные и исторические события. Более 100 наций, 19 этнических групп. Более 150 типов зданий, 9 типов ресурсов. Улучшенный искусственный интеллект противника. Улучшенный пользовательский интерфейс: два масштаба для основной игровой карты. Обновленная система дипломатии, возможность подчинить себе другую нацию с помощью дипломатии. Более 60 видов дипломатических представительств. Территория — Древняя Греция и Малая Азия, время действия — 1500-400 гг. до н.э.
Современная Спарта и ее инфраструктура
Рядом с древним городом расположен современный с таким же названием – Спарта. Этот сравнительно небольшой городок был основан в 1834 году. Сейчас он является административным центром всей области Лакония с населением больше 16 тыс. человек и площадью около 21 тыс. км2.
Также в современном городе довольно хорошо развита промышленность, здесь производят ткани, табачные изделия, продукты питания, бытовую химию.
Несмотря на некоторую, скажем так, провинциальность, город очень красивый. Здесь есть множество парков и скверов, просторных площадей, на широких улицах красуются здания архитектуры позапрошлого века. Для внешней торговли имеется несколько морских портов.
В связи с активным развитием туризма в современной Спарте интенсивно расширяется инфраструктура. В последнее время появилось много отелей в прибрежной зоне, все больше обустраивается небольших пляжей. Есть также специальные места для любителей активного отдыха и экстрима: теннисом, баскетболом, волейболом, парусным спортом, виндсерфингом.
Добраться в Спарту можно несколькими способами:
- автобусом из Афин, который идет с автовокзала;
- на такси (самый надежный и быстрый способ);
- на арендованном автомобиле (фирм по аренде авто очень много как в самих Афинах, так и в аэропорту).
Игровые ресурсы
Как и в любой стратегии в браузерной онлайн игре Спарта Война Империй всё отталкивается от ресурсов, они здесь всему голова и чем больше их, тем лучше. Первостепенной задачей будет планомерное наращивание, их не так уж и много, три основных и премиум валюта (донат):
- Древесина – главный материал для строительства, как для зданий, так и для оборонительных сооружений;
- Зерно – более важный ресурс и вообразить сложно, он нужен для содержания армии и жителей, от его нехватки начинается голод, население мрёт, а армия расходится;
- Медь – нужна в первую очередь для снабжения солдат оружием и бронёй, а также для возведения зданий высших уровней;
- Золото – покупная валюта за реалы, позволяет многократно ускорить строительство и изучение технологий.
Технологии и строительство
Одним из самых интересных решений в игре для меня однозначно является то, что разработчики сделали с древом технологий. Как это обычно бывает в таких играх? Мы инвестируем в науку, выбираем, что мы будем изучать, а потом ждем. На этом обычно вся фантазия у разработчиков иссякает, но не в случае с игрой Спарта Война Империй обзор на которую вы сейчас читаете. Здесь все несколько иначе. Мы не инвестируем в науку. Здесь, в общем-то, даже понятия такого нет. Для того чтобы получить доступ, например, к конюшне, нам нужно заключить соглашение с полисом, который имеет знание, как строить конюшню. При этом для того, чтобы это было возможно, нам необходимо выполнить несколько условий. Согласитесь, куда интересней, чем привычное древо технологий. Выглядит это интересное решение вот так:
Строительство, напротив, ни чем сильно не отличается от прочих игр этого жанра. Система даже проще, чем, например, в Forge of Empires, но это абсолютно не портит впечатления. Главное отличие от упомянутой FoE – это отсутствие необходимости рассчитывать свободное место в полисе. В Спарте игра заранее дает нам все возможные места для застройки, и где мы построим конюшни, а где посольство, особенно никакой роли не играет. В остальном особых отличий нет – точно также строим здание и улучшаем его.
Marble Age
Игра переносит нас во времена, когда Древняя Греция только зарождалась. Стратегическо-историческое направление понравится многим. В начале игрового процесса вам в управление попадёт бедная деревушка. Вы можете выбрать один из двух городов, которые решите строить: Афины или Спарта. От этого выбора зависит то, в какую сторону пойдёт будущее объединение: в дипломатическую или военную.
Афины быстрее развивают науку и экономику. А у Спарты самые сильные и смелые защитники. Игра не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она построена на управлении ресурсами, главный из которых – это люди. Время в игре идёт год за годом. Потребуется обдумывать каждый ход. Геймеру вместе со своим народом придётся пережить:
- вторжение дорийцев и персов;
- усиление римлян;
- нашествие христиан;
- нападение скифов;
- начало Юстиниановой чумы.
Главной задачей является развитие своего полиса. Когда вы благоустроите его, вы можете заниматься дипломатией или войной, торговать или развивать науку.
Платонический идеал
Типичная для Древнего Востока авторитарная форма государства, деспотия, не прижилась в Греции. Излюбленный греками тип общественного устройства — коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Политика находилась в совместном ведении граждан, и от того, насколько успешно они формировали и проводили политику государства, напрямую зависело благополучие всех и каждого.
Поэтому все, что происходило в Спарте, затрагивало всех на личном уровне. Такая плотная жизненная среда обнаруживала и свои темные стороны. Когда все зависят друг от друга, жизнь в государстве легко превращается в кошмар. Бедой греческих городов-государств являлась хроническая внутренняя нестабильность.
Defense Of Greece TD
В игре сочетаются две эпохи. Жители Древней Греции становятся свидетелями нападения на их города механизированных роботов. Геймеру предлагается защитить города от нашествия. Здесь новобранец станет главнокомандующим. Главное – это разработать тактику, понять систему улучшения пушек и заградительных сооружений.
Придётся сражаться с 14 видами врагов. Они нападают по суше, по воде и по воздуху. По мере прохождения уровней появляется возможность усиления 4 видов боевых машин, которые появляются в вашем распоряжении. Древнегреческий сеттинг дополнен паровыми машинами. Это выглядит необычно и вызывает интерес.
Сюжет нелинеен. Вы сможете изменять ход игры в зависимости от того, каков исход каждого боя. В период подготовки к нему нужно строить новые оружия, разрабатывать планы нападения и защиты. Мистика и исторические события переплетаются, создавая уникальный сплав. Вы можете выбирать уровень сложности и один из нескольких игровых режимов. Предлагается проходить бонусные миссии, чтобы получать крутые юниты.
Спаситель Греции
Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель – около 8000 квадратных километров.
Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и саму Спарту от бунта илотов.
Дальнейшую роль этого государства в истории Древней Греции трудно переоценить.
Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. После чего персидский царь решил собрать огромную армию, вернуться и взять реванш. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся с многочисленным войском на греков – как по суше, так и по морю. И теперь без спартанцев персидские силы сдерживать было невозможно.
Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага – мой друг»
Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а в особенности победе афинян в морском бою при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые «300 спартанцев»)
Titan Quest
Titan Quest – захватывающая игра в жанре ролевого боевика и экшена, разработанная американской студией Iron Lore Entertainment. Игрок погружается в мир, где ему предстоит сражаться с многочисленными монстрами и развивать персонажа. Всего три игровых акта: Древняя Греция, Древний Восток и Древний Египет, в финале идет самая увлекательная локация – Олимп. Сюжетные линии в каждом акте отличаются, что добавляет динамики происходящему. При создании героя вы можете выбрать имя, пол и цвет одеяния, все остальные параметры прокачиваются по мере прохождения Titan Quest. Всего пять ключевых свойств персонажа: интеллект, сила, жизнь, энергия, ловкость. Помимо этого доступно десять школ для развития мастерства и навыков: ратное дело, охота, теневое ремесло, защита, магия воздуха, земли, леса, духа, а также магия рун и грез.
Спаситель Греции
Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель – около 8000 квадратных километров.
Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и саму Спарту от бунта илотов.
Дальнейшую роль этого государства в истории Древней Греции трудно переоценить.
Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. После чего персидский царь решил собрать огромную армию, вернуться и взять реванш. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся с многочисленным войском на греков – как по суше, так и по морю. И теперь без спартанцев персидские силы сдерживать было невозможно.
Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага – мой друг»
Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а в особенности победе афинян в морском бою при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые «300 спартанцев»)
Rise and Fall: Civilizations at War
Эпическая стратегическая игра в реальном времени от Midway Games. Разработчики приглашают вас переписать историю. В сражениях участвуют воины, которые никогда не могли встретиться. Идея игры заключается в том, чтобы сравнить навыки солдат Египта, Рима, Персии и Греции на пике их военных доктрин.
Как и в любой стратегии, в Rise and Fall речь идет о создании собственного пространства, построении армии и сборе ресурсов. Вам предлагается добывать золото и древесину. Сражаясь, вы зарабатываете очки, за которые можно нанимать более опытных солдат и нанимать советников.
Сначала вы должны построить свою собственную базу. Вы начинаете со строительства главного здания и нескольких рабочих для обучения. В сине-голубых кувшинах содержится амброзия. Его необходимо собрать. Как только вы соберете их достаточное количество, вы сможете взять на себя непосредственное управление одним из героев из разных стран:
- Греция — Ахилл, Александр Македонский, Тиберий,
- Персия — Саргон и Навуходоносор,
- Египет — Рамзес, Клеопатра и Тор, Египет — Савонарос, Савонарос, Савонарос, Савонарос и Савонарос,
- Рим — Юлий Цезарь, гладиатор Минотавр, Октавиан, тевтоны.
Через некоторое время в игре наступает этап миссии, где вы можете играть только за выбранного вами героя. Каждая кампания имеет свою собственную историю, которая не имеет ничего общего с реальными событиями.
Полисная система Древней Греции
Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.
Рис. 1. Карта греческих полисов.
Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.
Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.
В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.
Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.
Рис. 2. Воин-спартанец.
В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других – пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.
История древней Спарты
Спарта существовала уже во времена троянской войны, так как Менелай, муж Елены Прекрасной, был спартанским царем. А возникновение города, как обычно, связывают с очередным мифом, согласно которому именно сын Зевса, Лакедемон, основал Спарту.
По данным раскопок и научных исследований, местность была заселена в период неолита, а центральное поселение возникло в бронзовом веке. История этой области делится на несколько периодов:
- Доисторический – в разное время этой эпохи Лаконскую долину населяли разные греческие племена (лелеги, ахейцы, пелопиды);
- Исторический – начинается эта эпоха с приходом в Лаконию племени дорийцев, этот период нам наиболее известен;
- Современный – новый период в развитии области, начался с возведения современного города с названием Спарта (расположен поблизости древних руин).
Самым значимым для развития Греческого государства является исторический период. Но наиболее ощутимую роль на политической арене Древней Греции Спарта стала играть с приходом к власти Ликурга в 7 столетии до н.э.
Этому правителю приписывают авторство и внедрение в жизнь свод законов, которые полностью регулировали и общественную, и частную жизнь спартанцев.
Также большую роль в становлении Спарты сыграли Мессенские войны (особенно 2 и 3). После захвата и присоединения во 2-й войне всей Мессении (город-государство в Древней Греции), ее жители фактически были обращены в рабство спартанцами.
Третья война была попыткой восставших рабов свергнуть господство Спарты, но восстание потерпело поражение, и лакедемоняне еще больше укрепили свои позиции. В ходе нескольких завоевательных походов на соседние города-государства, Спарте удалось установить собственное главенство почти на всем полуострове Пелопонесс.
Огромную роль сыграла Спарта в Греко-персидских войнах, поначалу возглавляя все военные операции. Но вскорости ей пришлось уступить руководство Афинам, а сама Спарта вела оборонительные бои с персами на Пелопонессе.
Так началось знаменитое соперничество между этими двумя наиболее сильными греческими городами, со временем оно привело к Пелопонесской войне в 431 г. до н.э., которая истощила Афины и ослабила ее политическое влияние.
Постоянные войны также не пошли на пользу Спарте, общественные и жизненные устои (законы Ликурга) стали рушиться, то и дело вспыхивали восстания рабов-илотов. Все эти причины пошатнули мощь Спарты. А в результате – она попадает в подчинение Македонии, а затем, как и вся Греция, под управление Римом.