Киберпанк в литературе
«Как я придумал это слово? Думаю, тем же способом, каким создаётся любое новое слово, — путём синтеза. Я взял ряд корней — „кибер“, „техно“ и так далее, смешал их с набором терминов, обозначающих молодых людей, которые встали на осуждаемый обществом путь, и пробовал разные комбинации до тех пор, пока не нашёл нужную».
Это слова Брюса Бетке, американского писателя-фантаста, который использовал термин «киберпанк» в качестве названия для своего рассказа, написанного в 1980 году и изданного в 1983-м.
«Мои мотивы в этой ситуации были продиктованы исключительно моим эгоизмом и законами рынка, — признавался автор в предисловии. — Я хотел, чтобы у моей истории было цепляющее имя, состоящее из одного слова, которое запомнят редакторы. Можно сказать, я преуспел».
Термин запомнился не только редакторам, но и газетчикам: вскоре они подхватили его и стали использовать в отношении молодых авторов новой волны, вдохновлявшихся сюрреалистичной, провокационной и мрачной фантастикой 1960-х годов. Именно тогда вышли романы, предопределившие эстетику и темы будущего жанра, в частности «Нова» (1968) Сэмюэла Дилэни и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968) Филипа К. Дика
Последний роман, кстати, послужит основой для ещё одной важной работы, заложившей жанровую основу киберпанка, но об этом чуть позже
Первое издание повести Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»Изображение: Philip K. Dick. Do Androids Dream of Electric Sheep? Garden City: Doubleday, 1968
В упомянутых произведениях уже были ключевые приметы киберпанка: антиутопическое будущее, подключение к компьютерам с помощью соответствующих имплантов, человекоподобные роботы и множество философских вопросов, на которые сложно дать чёткий ответ: свободен ли человек как личность и что вообще делает человека человеком?
Оставалось лишь свести все эти черты и темы в одном произведении — и в 1984 году это сделал Уильям Гибсон в романе «Нейромант». В нём появился протагонист, типичный для киберпанка, — Генри Кейс, хакер-ковбой, исследователь виртуального фронтира, готовый выступить против сильных мира сего и поплатиться за это.
Вместе с парой таких же, как и он, маргиналов Кейс соглашается на рискованное дело, чтобы вернуть утраченный из-за собственного проступка доступ к киберпространству. Вскоре он оказывается в самом центре борьбы между корпорациями, тайными организациями и искусственным интеллектом, обрётшим сознание.
Сегодня всё это воспринимается как клише, однако для середины 1980-х годов роман Гибсона стал прорывом. Тогда персональные компьютеры и интернациональные компании начали широко проникать в повседневную жизнь людей, и «Нейромант» дал молодым авторам словарь для того, чтобы выразить восторг и ужас перед этими явлениями прогресса.
Первое издание романа Уильяма Гибсона «Нейромант»Изображение: William Gibson. Neuromancer. Ace Books, 1984
Главным же идеологом киберпанка стал Брюс Стерлинг, редактор фанзина Cheap Truth и автор другого ключевого для стиля романа «Схизматрица» (1985). В 1986 году он составил антологию Mirrorshades, в которой, помимо его собственных произведений и повестей Гибсона, были опубликованы работы значимых жанровых писателей вроде Пэт Кэдиган и Руди Рюкера, а также рассказ Марка Лэйдлоу, будущего сценариста серии Half-Life.
Уже спустя пару лет Гибсон отрёкся от киберпанка, объявив его маркетинговым ходом, однако к тому моменту жанр уже вышел за пределы небольшого писательского движения. Это произошло по двум причинам.
Игры с мультиплеером в стиле киберпанк
На этой странице портала «Onyxgame.com» собран обширный список мультиплеерных игр в стиле киберпанк. Каждая мультиплеерная игра из данного каталога отобрана нами тщательным образом, и мы уверены, что все собранные здесь игры стоят вашего внимания! Пересмотрев игры этой категории, вы точно найдете подходящую игру для себя. Наш список мультиплеерных игр в стиле киберпанк сочетает в себе самые лучшие и запоминающиеся игры с мультиплеером. Игры удобно разбиты по датам с 2020 — 2000, и ранних годов
Также стоит уделить внимание нашему ТОП 10 игр с мультиплеером, для него мы отобрали только лучшие игры жанра
OnyxGame.com
Количество информации по играм может запутать вас, но мы максимально проработали ее, и вы со всеми удобствами сможете выбрать нужную Вам игру посмотрев видео и скриншоты, или же подробно ознакомившись с информацией на соответствующей странице игры. Сайт OnyxGame собрал большое количество разнообразных игровых жанров и отсортировал их по играм на PC и другим платформам. Теперь вы точно найдете для себя только лучшие компьютерные игры!
Киберпанк сегодня
На какое-то время ажиотаж вокруг киберпанка (и его наследника с приставкой «пост») поубавился. Даже фильмы вроде «Матрицы» или «Особого мнения» в открытую никогда не считались чистыми представителями жанра. Время от времени выходили киберпанковские истории — как на Западе, так и на русском — однако гораздо чаще их просто причисляли к фантастике.
Сама идея киберпанка тоже казалась устаревшей. Популярностью начинали пользоваться идеи биотехнологий или космической научной фантастики, а то и вовсе актуальным становился постапокалипсис или антиутопии. Но научно-технический прогресс на месте тоже не стоял, и в какой-то переломный момент эстетика киберпанка начала возвращать былую популярность.
В комиксах жанр прекрасно представлен благодаря, например, «Трансметрополитену» Уоррена Эллиса и «Токийскому призраку» Рика Ремендера. В кино пришло время экранизаций: «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Алита: Боевой ангел». Антология «Черное зеркало» стала одним из самых нашумевших проектов Netflix, а вышедший в 2018 году сериал «Видоизмененный углерод» был тепло воспринят зрителями и получил продление на второй сезон. Ожидается экранизация и «Нейроманта» Уильяма Гибсона. А компьютерная игра от разработчиков «Ведьмака» Cyberpunk 2077 считается одним из самых ожидаемых проектов ближайших лет.
На подъеме киберпанк и в книгах. Майкл Суэнвик пишет ироничный и приключенческий цикл «Даргер и Довесок», в котором киберпанк сочетается с элементами постапокалипсиса и сатирической фантастики. Мэттью Мэзер написал реалистичный «Кибершторм», в котором раскрыл проблемы кибертехнологий уже в наше время. Аннали Ньюиц в романе «Автономность» сделала ставку на биотехнологии, однако при этом изобразила будущее, близкое по духу к киберпанку, с огромным множеством элементов хай-тека. По похожему пути пошел Леви Тидхар в романе «Центральная станция».
Сегодня одни только неоновые вывески на фотографии вызывают ассоциации с киберпанком. Понятие жанра стало настолько размытым, что, с одной стороны, порождает вечные споры «А можно ли это причислить к киберпанку?», но вместе с тем доказывает, что жанр жив — просто обрел более широкие рамки. С другой стороны, если истинный киберпанк подразумевал игру контрастов («высокие технологии и низкая жизнь») и протестный, «панковский», настрой — тогда нынешнюю волну правильнее отнести именно к посткиберпанку.
Футуристические производные
Представления о мире будущего могут строиться в его последовательном мирном развитии, либо вследствие войн и катастроф. Постапокалиптический мир выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка.
Биопанк
Биопанк (англ. biopunk: biology — «биология») или Генпанк (англ. genepunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.
Примеры: «Священный огонь» (1996) Брюса Стерлинга, «Рибофанк» (1996) Пола Ди Филиппо, «Заводная» (2009) Паоло Бачигалупи, BioShock 1 и 2, серия игр Resident Evil.
Нанопанк
Нанопанк (англ. Nanopunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Изображается возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии.
Примеры: «Алмазный век» (1995) Нила Стивенсона, «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема.
Посткиберпанк
Посткиберпанк (англ. Postcyberpunk) опровергает прежние представления об ужасах будущего, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка.
Примеры: японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002); роман Владимира Войновича «Москва 2042».
- Гринпанк (англ. greenpunk: green — «зелёный») или Solarpunk (лат. solar — «солнечный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой.
- Киберпреп (англ. cyberprep: «cyber-» — «кибернетика» и «preppy» — «преппи») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка. Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда.
Либерпанк
Либерпанк (от liberalism + punk) описывает антиутопический мир гипертрофированного западного образа жизни с антиглобалистскими и антилиберальными настроениями.
Примеры: «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы, «На следующий год в Москве» (1993) Вячеслава Рыбакова, «Война за „Асгард“» Кирилла Бенедиктова, «Убить Миротворца» Дмитрия Володихина, «Московский лабиринт» Олега Кулагина, повести и рассказы Михаила Харитонова.
Утильпанк
Утильпанк (англ. Salvagepunk) показывает антиутопический, постапокалиптический мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. В этом поджанре отразились проблемы современности — перенаселение, общество потребления, социальное расслоение, экология и переработка отходов. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы. Мир не оканчивается масштабной трагедией (ядерным взрывом, вторжением инопланетян, природной катастрофой), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается утопическая идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора.
Примеры: «Рельсы» (2013) Чайны Мьевиля, «Пикник на обочине» братьев Стругацких; трилогия «Безумный Макс», фильмы «Взлётная полоса» (1962), «12 обезьян» (1995), «Жилая комната» (1969), «Судный день» (2008), «ВАЛЛ-И» (2008), «Кин-дза-дза!»(1986).
Уильям Гибсон. «Джонни Мнемоник»С чего начался Киану Ривз
Если вы хотите экстерном проникнуться киберпанком, начните с «Мнемоника». Это небольшой рассказ, по которому в 1995 году сняли одноименный фильм, где Киану Ривз сыграл главную роль. Потом была «Матрица» и появление Киану в Cyberpunk 2077, но его карьера в жанре началась именно отсюда. Рассказ, к слову, настолько гибсоновский, настолько насыщенный информацией и экшеном, что в нем легко умещается весь фильм. Именно отсюда пошли узнаваемые образы, вроде дельфина с имплантами или лазерной нити-струны, с помощью которой уличные самураи способны задушить или перерубить противника пополам. В общем, маленькая ода киберпанку.
Нил Стивенсон «Алмазный век»Псевдовикторианский нанопанк
«Алмазный век» — это вообще не киберпанк, а нечто новое, нанопанк с элементами bizarre-фантастики. Полнейшая псевдовикторианская дичь (но ни в коем случае не стимпанк), действие которой происходит через два поколения после киберпанковой «Лавины». Технологии здесь шагнули настолько далеко, что уже напоминают сказочные. Однако человеческий мозг остался прежним и не выдержал гонки: социальная система рассыпалась практически до родоплеменной, а большая часть населения теперь даже не владеет грамотой.
Вот этим-то «Алмазный век» и уникален: автор перешагивает киберпанк и при этом показывает нам его далекие перспективы. Иначе говоря, его можно читать в связке с «Лавиной», чтобы катапультироваться из киберпанка в нанопанк вместе со Стивенсоном, большим умником и оригиналом.
Киберпанк в музыке[править | править код]
Музыкальный киберпанк представлен такими направлениями, как киберготика, industrial, EBM, IDM, noise, cyber-metall.
Среди западных исполнителей это:
- Funker Vogt
- In Strict Confidence
- Icon Of Coil
- Pain
- Laibach
- KMFDM
- Clawfinger
- Aphex Twin
- Prodigy
Файл:Cyberpanic.jpg Логотип ассоциации «Киберпаника»
В России существует ассоциация музыкальных групп Киберпаника, которая занимается продвижением на сцену групп кибер-направления. По сути — это
некий ответ немецким «WGT». То есть — возможность постоянно проводить
фестивали под одним названием с участием групп, которые работают с ассоциацией. Лидеры ассоциации: Эрика Кеслер, Alan Waters (музыкант групп Dраматургия, Тетрайдер), Alexander von Verzicht (директор групп Angelique, ГеVaL, M.a.h.a.m.u.d.r.a.), Lord Seth (вокалист и основатель группы Satarial). Сейчас в ассоциации представлены группы:
- Alan Waters
- Seth&Satarial
- Unreal
- Гевал
- Angelique
- Xe-None
- Downcast
- Fatal Aim
- Тетрайдер
- M.a.h.a.m.u.d.r.a.
- DeForm
- NoThanx
- Golden Age
- Джэб
Deus Ex
Киберпанк 80-90-х годов успел полюбиться публике, завоевать популярность и поднять множество серьёзных вопросов, не свойственных видеоиграм тех лет. Снэтчер размышлял на тему эмпатии, вселенная «Сайберпанк» обличала жадность корпораций, а «Шэдоуран» задавался вопросами трансгуманизма. Но окончательно жанр освоился в сфере виртуальных развлечений в 2000-м году с выходом самой популярной киберпанк-франшизы «Дэус Экс».
Киберпанк-франшиза Deus Ex
Началось всё в 1994-м году с успеха научно-фантастической игры Систем Шок американского разработчика Уоррена Спектора. Проект оказался жанрообразующим, ознаменовав рождение иммёрсив сим.
Геймплей предоставлял игроку возможность взаимодействовать со множеством деталей на уровнях, формируя новые ситуации при каждом прохождении. Дэус Экс строился по тому же принципу, вокруг геймплея, дополнительно объединившему в себе элементы стелса, шутера и RPG.
Уоррен Спектор ставил перед собой задачу дать игроку полную свободу выбора. Мир игры строился на анализе реальной политической картины, развития технологий и существующих теорий заговора, основными фигурами в которых выступают иллюминаты. Вдохновителями вновь послужили классики киберпанка: Руди Рюкер и Уильям Гибсон.
Если использование концепций теорий заговора в мире киберпанка было явно позаимствовано у произведения «Софт» Рюкера, то «Нейромант» Гибсона принес как в Систем Шок, так и в Дэус Экс размышления на тему технологического взрыва – феномена, при котором самообновление искусственного интеллекта может привести к его доминированию над человеческим видом.
Но в своих идеях Уоррен идёт заметно дальше страха перед этим феноменом. Официальным окончанием истории является слияние главного героя «Дэус Экс» Джей-Си Дентона и Искусственного Интеллекта Гелиос, что приводит к последующему объединению сознания всех людей с сохранением их индивидуальности.
О подобном исходе в реальном мире уже говорил футурист Рэй Курцвейл, ныне технический директор «Гугл». Он предполагает, что человек станет одной из форм сверхразумного искусственного интеллекта благодаря технологиям киборгизации. В диалектике эта концепция называется «Снятием». Она была разработана философом Георгом Гегелем и предполагала синтез мнений с сохранением положительных сторон тезиса и антитезиса.
По мнению самого Гегеля, «Снятие» является необходимым условием для эффективного развития общества. Авторы прибегали к данной концепции не один раз. В проектах жанра киберпанк тезисом выступает сам человек, а антитезисом – искусственный интеллект. Синтезом же является некая новая форма жизни, новый этап эволюции.
И наиболее подробно эта тема раскрывается в аниме-адаптации «Призрак в Доспехах» 1995-го года. Ещё один из основных конфликтов серии Дэус Экс – противостояние «чистых» людей и людей, использующих аугментации. Эту проблему особенно ярко демонстрируют нам разработчики из «Эйдос Монреаль» в приквелах «Хьюман Революшн» и «Мэнкайнд Дивайдед».
Причиной ксенофобии тут становятся не только инциденты, в которых ауги могут причинить вред людям, но и внешние различия, выражающиеся в механических улучшениях. Отчасти решением данной проблемы становится универсальный конструктор, способный создавать различные проекты в области генной инженерии и нанотехнологий.
Такие открытия позволяют аугментированным не отличаться внешне от «чистых» людей, но вместе с этим Дэус Экс показывает, что технологии служат не только на благо человечества.
С помощью универсального конструктора был создан вирус «Серой Смерти». Спровоцированная иллюминатами пандемия стала способом манипуляции вакциной в их руках – давление на лидеров стран становится основным средством управления курсом развития мировой политики.
В мире «Дэус Экс» это вылилось в полное уничтожение среднего класса и возникновение оппозиционных группировок, чьи действия приравниваются к терроризму.
Из интервью Харви Смита, сценариста Айрон Шторм, порталу Ай Джи Эн:
«Когда мы делали горизонт на заднем плане, у нас были части с башнями близнецами. Но память текстур была слишком высока, поэтому я сделал Нью-Йорк только из одной половины города. Когда люди жаловались, мы просто объясняли, что башни были уничтожены террористическими атаками. И это было до 9-11. Это немного пугает».
Уильям Гибсон. «Виртуальный свет»Чуть ближе к нашему времени, чуть меньше клише. Бомжи
«Виртуальный свет», как и «Нейромант», открывает целую трилогию. Тут все не так канонично (читай — меньше клише) и время действия подвинуто ближе к нам. Меньше фантастики, понятнее мир, но киберпанк все еще на месте.
Сейчас эта книга может насмешить и вызвать неловкость. Время действия — киберпанковая антиутопия 2006 года, а камень преткновения всей истории — тупо очки виртуальной реальности (они-то и называются «виртуальный свет»), за которыми все охотятся. Мрачная, одичавшая Калифорния, атаки хакеров и террористов, а также толпы бомжей и наркокартели прилагаются. Читается бодро и легче, чем «Нейромант» — тут не настолько плотный экшн, можно продохнуть.
Игры по категориям:
По жанру:
хоррор
354
шутер
800
экшен
2274
приключения
1551
выживание
457
открытый мир
824
рпг
699
боевик
463
квест
110
головоломка
368
бродилки
504
платформер
296
аркада
1042
драки
131
стратегия
859
авиасимулятор
39
симулятор
895
для детей
130
спорт
272
комиксы
89
стелс
147
инди
1438
бизнес
90
строительство
379
градостроительный симулятор
119
тайм менеджмент
122
мморпг
209
жизнь
33
симулятор жизни
28
гоночный симулятор
129
гонки
320
развивающие
56
песочница
211
MOBA
46
hack and slash
46
роуглайк
117
познавательные
18
симулятор бога
29
защита замка
70
обучающие
23
По типу:
экзотическая местность
434
город
513
зомби-апокалипсис
69
шутер от третьего лица
259
фэнтези
862
средневековье
189
греция
16
слэшер
147
дикий запад
30
вестерн
43
наше время
617
открытая местность
701
шутер от первого лица
478
фантастика
559
робототехника
183
научная фантастика
454
прыжки
91
техника
595
логическая
69
путешествия во времени
34
футуристика
157
военная
604
война
439
вторжение
54
тактическая
753
спасение человечества
55
пошаговая
292
пошаговая стратегия
215
стратегия в реальном времени
290
арена
301
онлайн игра
602
безумие
87
мультяшная
389
юмор
293
файтинг
160
готические
47
рыцари
82
историческая
197
космическая фантастика
177
машины
258
криминал
65
мистика
164
треш
207
танки
76
корабли
71
самолеты
71
вторая мировая война
134
супергерои
77
баскетбол
37
космос
143
непрямой контроль
59
тактический шутер
107
рим
24
стимпанк
60
альтернативная история
74
киберпанк
69
мультфильм
97
тайна
263
японская мифология
24
машинки
51
пустыня
115
эволюция
36
зимние
52
экономическая стратегия
136
постапокалипсис
114
автосимулятор
136
сбивание соперников
91
футбол
61
с подземельями
94
терроризм
26
паркур
30
апокалипсис
23
бокс
21
реслинг
20
WWE
24
крутые машины
87
тюнинг
54
стритрейсинг
34
мотоциклы
52
боевые искусства
61
погоня
49
египет
16
лего
31
картинг
10
ралли
29
хокей
27
битвы машин
39
джипы 4х4
24
пираты
56
болид
28
F1
25
доисторические
29
охота
26
гольф
16
По платформам:
PlayStation 3
627
PlayStation 4
739
на ПК
3940
Xbox One
592
PlayStation 2
266
Xbox 360
655
MacOS
431
WiiU
85
Nintendo DS
86
Wii
141
Xbox
186
iOS
326
PlayStation Vita
141
PlayStation Portable
117
VR
140
Уильям Гибсон «Распознавание образов»Киберпанк про миллениалов-фрилансеров
«Распознавание образов» — это вообще не киберпанк и одновременно одна из самых киберпанково-пророческих книг Гибсона. Здесь акцент смещен с фантастики-хакеров-киберсамураев в сторону социальщины, что явно пошло роману на пользу. Главная героиня обладает редким даром: она чувствует рекламные тренды и хайповые образы до того, как те сформируются. И это — едва ли не самый полезный навык, какой только можно представить в информационном мире. Подобная идея кажется не слишком оригинальной в эпоху инстаграма и ютуба, но только не в 2003 году, когда не было ни хайпов, ни трендов, а мы все жили в землянках и ели репу.
Забавный нюанс романа, правда, немного мешающий его адекватному восприятию — это адская клюква. Русские тут разве что не ходят в ушанках, раздающих вайфай.
Нил Стивенсон. «Лавина»Киберпанк про пиццу и нейросети
Нил Стивенсон считается классиком киберпанка, хотя по сути написал в этом жанре всего одну книгу. Зато какую! «Лавина» — это скоростной поезд, который таранит ваш мозг, дикая скачка по миру анархии и виртуальной реальности. И при этом — во многом пародия на клише, которые тогда еще только-только формировались.
Главный герой — развозчик пиццы в мрачном безгосударственном мире будущего. Но не спешите думать, что он — какой-то студентик на мопеде. В фантазиях Стивенсона развоз пиццы — важнейшая и самая ответственная работа на Земле. За остывшую пепперони курьера тут буквально убивают. Так что в это ремесло идут исключительно психопаты и адреналиновые наркоманы.
Но это только начало. Довольно быстро Стивенсон сходит с ума, как это могут делать только очень эрудированные люди, и в книге появляются шумеры, христианская метафизика, 3D-виртуальная реальность, вирусы сознания, наркотики и прочая дичь. Вы, как читатель, сходите с ума вместе с автором, и это прекрасно.
История жанра[править | править код]
Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, , иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.
Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.
Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как кибертрэш и нанопанк.
ФоркМэн . ТОП-10 ЛУЧШИХ КИБЕРПАНК ИГР. 11 августа